24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (латинизированное Аверроэс) (1126- 1198).
Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
Философия Ибн-Рушда (Аверроэса) была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:
• мир вечен, он несотворим и неуничтожим;
• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи
• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;
• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души); душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной; все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу, воскресение из мёртвых невозможно.
• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот.
существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;
Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию, идеи Аверроэса были перенесены в Западную Европу, в результате чего появился т. н. Латинский аверроизм. Его основной представитель - Сигер Брабантский. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский. Латинский аверроизм был осужден католической церквью.
Латинские аверроисты развивали многие положения, высказанные их арабским предшественником. Они также утверждали вечность мира, их учениями были: Учение о двойственности истины, Учение о вечности мира; Учение о достижении наивысшего блаженства в этой жизни, благодаря занятиям философией. И главное, что беспокоило латинских аверроистов, - это проблема соотношения философии и религии, Сигер заявил, что существует "двойственная истина": "твёрдая", истина, достигаемая через философию, и "религиозная" истина, достигаемая через религию. И философия приводит к истине, и христианство говорит об истине, и то, что эти истины различны, говорит о том, что истина существует в двух видах. Так называемая концепция двух истин.
===========================================================================
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.