44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Школы индийской философии делятся на два течения:
Первая группа, признающие авторитет Вед. (Веды ("знания") – рел.-филос. трактаты, создавались арийцами (в Индию после XV в. до н. э. из Ср. Азии, Поволжья и Ирана).
Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные школы, не признающие авторитета Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята. (смотри вопрос 45)
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады").
До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскpита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют «Первым памятником мысли древних индийцев». Веды сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды.
Эпический период Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа ( VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.
Веданта: Основные положения Веданты изложены в сочинении Веданта- сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта.
Согласно адвайте в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествен. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.
Согласно вишишта-адвайты, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут сущес-ть только как чистые понятия.
Миманса: В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.
Санкхья: Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной.
Ньяя: Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.
Вайшешина (с санскрита – «особенность): Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. «Субстанция», «качество» и «действие» существуют реально. «Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной деятельности. Категория «особенность» играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешина выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объеты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.
Йога означает "сосpедоточение. Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Йога - есть индивидуальный путь спасения, пpедназначенный для достижения контpоля над чувствами и мыслями, в пеpвую очеpедь, пpи помощи медитации. В системе йоги веpа в бога pассматpивается как элемент теоpетического миpовоззpения и как условие пpактической деятельности, напpавленной на освобождение от стpаданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. Пpи успешном овладении медитацией, человек пpиходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интpавеpсии). Кpоме этого, йога включает в себя и пpавила пpиема пищи. Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр ( II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.