17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
Философия средних веков может быть условно разделена на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.
Патристика. — совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2—8 вв. (отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Латинская (западная) патристика выдвинула из своих рядов выдающегося «учителя Запада», оказавшего влияние на всю последующую западноевропейскую философию средних веков Аврелия Августина. «О граде Божьем»— наиболее значительное сочинение из многообразного наследия Августина. Августин заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства.
Августин систематизировал христианское учение, используя мировоззренческую силу неоплатонизма как философской системы, и таким образом платоновская философия и неоплатонизм в августинианской форме просуществовали на всем протяжении средневековой мысли.
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
=======================================================================
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.