logo
Пособие для студентов_История Философии

20. Ранняя схоластика

Само слово схоластика происходит от (schola) — школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических.

В схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды.

Ранняя схоластика (IXXII века) была периодом почкования, а не расцвета, поскольку не создал достаточно полной философской концепции. Тем не менее он все-таки подготовил расцвет и создал условия для того, чтобы в XIII в. система средневековой философии сразу появилась готовой и завершенной. Схоластика в этот период имела абсолютно религиозный характер.

Главные представители: в Германии — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриугена, во Франции — Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, в Италии — Ансельм Кентерберийский и др.

Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции – считается отцом схоластики. Эриугена попытался соединить христианское мировоззрение с неоплатоническим учением. Природу (под этим понятием Эриугена все сущее, в том числе и Бога) он разделил на:

-природу творящую и несотворенную (Бог как творец мира);

-природу творящую и сотворенную (мир идей);

-природу нетворящую и сотворенную (мир вещей);

-природу нетворящую и несотворенную (Бог как конечная цель, вобравшая в себя все остальное).

То, что Эриугена пишет о Боге как сущности всех вещей, привело к тому, что в его сочинениях усмотрели пантеизм (отождествление мира и Бога) и учение Эриугены неоднократно было осужден церковными властями.

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) итальянец–подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована. Христ-ие догматы для него–незыблемая истина, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера должна иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Божест-ое откровение подготавливает научное познание. Ансельм связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин (1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом (см.воп.21), обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов (бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия– это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр (1079–1142)–французский философ и теолог. Стал отличным полемистом (диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл).

Согласно Абеляру, общее существует в отдельных индивидах, а человеческий разум в состоянии воспринимать это общее и формировать "концепты" (понятия). Эта позиция получила наименование концепутализм. Абеляр также известен своим анализом интенции (намерения): двое людей могут совершать одинаковый поступок, но один невольно, внутренне сопротивляясь необходимости его совершать, другой -- по своей воле, намеренно; с точки зрения Абеляра, оцениваться должно не только совершенное деяние, но и интенция (намерения).

К 12 в. относится возникновение Шартрской и Сен-Викторской школ.

Шартрская школа. Выходцем из Шартрской школы был Жильбер Порретанский (ок. 1076 -- 1154), преподававший затем в Париже. Жильбер вводит различие между "тем, что есть" и "тем, на основании чего нечто есть": так конкретные люди существуют благодаря причастности человеческой природе. Распространяя это деление на сферу божественного, Жильбер говорил о "божественной сущности", благодаря которой существует каждое из трех божественных Лиц.

Сен-Викторская школа. Гуго Сен-Викторский. Ему принадлежит и доказательство бытия Бога, исходящее из осознания собственного существования: для каждого человека непосредственно достоверно, что он существует, причем как духовное существо, отличное от неодушевленного мира, и таким образом его превосходящее. Но сама душа не является источником собственного существования, поэтому нуждается в более высокой причине, которой и является Бог.

Появление в 12 в. школ, ставшие знаменитыми центрами учености, дающих систематическое знание о Боге и о мире знаменовало собой начало расцвета схоластики (период средней схоластики).