20. Ранняя схоластика
Само слово схоластика происходит от (schola) — школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических.
В схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды.
Ранняя схоластика (IX—XII века) была периодом почкования, а не расцвета, поскольку не создал достаточно полной философской концепции. Тем не менее он все-таки подготовил расцвет и создал условия для того, чтобы в XIII в. система средневековой философии сразу появилась готовой и завершенной. Схоластика в этот период имела абсолютно религиозный характер.
Главные представители: в Германии — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриугена, во Франции — Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, в Италии — Ансельм Кентерберийский и др.
Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции – считается отцом схоластики. Эриугена попытался соединить христианское мировоззрение с неоплатоническим учением. Природу (под этим понятием Эриугена все сущее, в том числе и Бога) он разделил на:
-природу творящую и несотворенную (Бог как творец мира);
-природу творящую и сотворенную (мир идей);
-природу нетворящую и сотворенную (мир вещей);
-природу нетворящую и несотворенную (Бог как конечная цель, вобравшая в себя все остальное).
То, что Эриугена пишет о Боге как сущности всех вещей, привело к тому, что в его сочинениях усмотрели пантеизм (отождествление мира и Бога) и учение Эриугены неоднократно было осужден церковными властями.
Ансельм Кентерберийский (1033–1109) итальянец–подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована. Христ-ие догматы для него–незыблемая истина, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера должна иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Божест-ое откровение подготавливает научное познание. Ансельм связал тесно теологию с философией.
Иоанн Росцелин (1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом (см.воп.21), обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов (бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия– это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.
Пьер Абеляр (1079–1142)–французский философ и теолог. Стал отличным полемистом (диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл).
Согласно Абеляру, общее существует в отдельных индивидах, а человеческий разум в состоянии воспринимать это общее и формировать "концепты" (понятия). Эта позиция получила наименование концепутализм. Абеляр также известен своим анализом интенции (намерения): двое людей могут совершать одинаковый поступок, но один невольно, внутренне сопротивляясь необходимости его совершать, другой -- по своей воле, намеренно; с точки зрения Абеляра, оцениваться должно не только совершенное деяние, но и интенция (намерения).
К 12 в. относится возникновение Шартрской и Сен-Викторской школ.
Шартрская школа. Выходцем из Шартрской школы был Жильбер Порретанский (ок. 1076 -- 1154), преподававший затем в Париже. Жильбер вводит различие между "тем, что есть" и "тем, на основании чего нечто есть": так конкретные люди существуют благодаря причастности человеческой природе. Распространяя это деление на сферу божественного, Жильбер говорил о "божественной сущности", благодаря которой существует каждое из трех божественных Лиц.
Сен-Викторская школа. Гуго Сен-Викторский. Ему принадлежит и доказательство бытия Бога, исходящее из осознания собственного существования: для каждого человека непосредственно достоверно, что он существует, причем как духовное существо, отличное от неодушевленного мира, и таким образом его превосходящее. Но сама душа не является источником собственного существования, поэтому нуждается в более высокой причине, которой и является Бог.
Появление в 12 в. школ, ставшие знаменитыми центрами учености, дающих систематическое знание о Боге и о мире знаменовало собой начало расцвета схоластики (период средней схоластики).
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.