3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
• "путь паука";
• "путь муравья";
• "путь пчелы".
"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль практического опыта.
"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический. Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
4. Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку получить истинное знание.
Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:
• призраки рода; • призраки пещеры; • призраки рынка; • призраки театра.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".
5. Философию Бэкон определяет как науку о:
• Боге; • природе; • человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
• природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;
• Бога — через природу;
• себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).
=========================================================================
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.