27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
Эмпири́зм (от др.-греч. — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм); Эмпиризм близок сенсуализму.
Сенсуализм (от лат.— восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Осн. принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Близок эмпиризму.
Основателем эмпиризма считается Ф. Бэкон.
В качестве целостной гносеологич. концепции эмпиризм сформировался в 17—18 вв. Он выступал как материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс). В противоположность ему субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).
Ф. Бэкон — родоначальник эмпиризма в английской философии. Ф.Бэкон предлагает иной путь познания – индукцию, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений ("признаков" или "идолов"). Этот процесс познания основан на движении мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.
Т. Гоббс, ученик Бэкона, упростил и систематизировал взгляды учителя. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" (звуки, издаваемые животными, различные знаки, придуманные человеком для общения, "сигналы" природы).
В творчестве Локка, развившего далее идеи своих предшественников Бэкона и Гоббса эмпиризм получил свое наивысшее развитие. Своим известным положением, что в разуме не содержится ничего, что не содержалось бы в чувстве, он обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира Утверждение чувственности в качестве главной формы истинного знания определяется в философии как сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие). Из подобного вывода следовало утверждение о невозможности познания предметов самих по себе, ибо наши познавательные способности жестко ограничены ощущениями. Эмпирические идеи Локка оказали решающее воздействие на развитием материализма как в Англии, так и во Франции.
Д.Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо от сознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм.
Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.
Теорет-ие взгляды англ. философа Д.Юма логически завершают эмпиризм как философское направление. Выступал с позиций абсолютизации опытного знания. Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В некотором отношении всякая субъективно-идеалистическая философия неизбежно приходит к солипсизму. Точка зрения солипсизма лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Гносеологическим основанием солипсизма служит абсолютизация ощущения как источника познания.
С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват. виде солипсизм встречается крайне редко, у отдельных мыслителей.
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.