15. Идеализм как направление в истории философской мысли
Идеализм ‒ термин для обозначения широкого спектра философских течений, которые творческую роль в мире отводят исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию.
Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному.
Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в истории философии, возникли в древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии (конец XVIII в. ‒ 1-я половина XIX в.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма ‒ идеалистическую диалектику. Во второй половине XIX в. доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими идеалистическими течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.
Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.
Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало:
как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм);
как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология);
как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм);
как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм);
как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
Исторический прообраз объективного идеализма можно усмотреть уже в религиозно-художественных построениях древнеиндийских священных книг ‒ упанишад, где материальный мир рассматривается как майя – иллюзия, за которой скрывается истинная реальность Божественного Первоначала ‒ Брахмана. В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в Новое Время крупнейшие мыслители ‒ Лейбниц, Шеллинг, Гегель.
Субъективные идеалисты отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живет и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно субъективный идеализм приводит к солипсизму – признанию того, что в мире существует лишь один единственный познающий субъект.
Представители классической формы субъективного идеализма ‒ Джордж Беркли, Иоганн Фихте, Давид Юм, ряд его идей развивал Кант. У сторонников современного субъективного идеализма характерны попытки найти какие-то критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между объективным и субъективным идеализмом.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010)
- 1. Античная философия. Досократики
- 2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)
- 3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)
- 4. Философия Средних веков
- 5. Философия эпохи Возрождения
- 6. Философия Нового Времени XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц)
- 7. Метафизический материализм Нового Времени (ф. Бэкон, Дж. Локк, французские энциклопедисты)
- 8. Немецкая классическая философия (и. Кант)
- 9. Немецкая классическая философия. Г. Гегель
- 10. Марксистская философия
- 11. Иррационализм XIX в. (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон)
- 12. Современная западная философия, основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 13. Идейные истоки русской философии
- 14. Особенности русской религиозной философии XIX – XX вв.
- 15. Идеализм как направление в истории философской мысли
- 16. Рационализм и иррационализм в философии
- 17. Проблема бытия в истории философии
- 18. Материя как философская категория. Атрибуты материи
- 19. Проблема сознания в истории философии
- 20. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное
- 21. Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Уровни познания
- Виды (формы) познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- 22. Теория истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 23. Человек как философская проблема
- 24. Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- 25. Человек в системе социальных связей
- 26. Проблемы свободы и ответственности личности
- 27. Философия истории. Проблема направленности исторического процесса
- 28. Культура и цивилизация
- 29. Глобальные проблемы современности. Философский аспект
- 30. Предмет, специфика и функции философии
- 31. Философия и наука. Философия как методология научного познания
- 32. Наука и религия. Знание и вера
- Соотношение веры и знания
- 33. Определение и структура мировоззрения
- 34. Общество как социально-культурная система