23. Человек как философская проблема
Проблема человека в философии
Наука формирует «картину мира». Философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является лишь моментом. Для «картины мира» характерен объективный подход. Она является холодной сводкой данных о мире. В ней нет места свободе, творчеству. Они – в слепом пятне современной науки. Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для философии не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя.
Различные философские направления о человеке
1. Философы Античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосм.
2. Начиная с Сократа, философы Античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
4. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности.
5. В Новое Время наряду с концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке – это реализация способности к действию.
6. Последнее изобретение философии Нового времени – это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.
7. Философия ХХ века продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания – образование эйдосов (объектов интеллектуальной интуиции), понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.
8. Герменевтики считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, каковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.
9. Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности. В сфере языка человек решает что, почему и как следует делать.
10. Согласно постмодернистам, человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
11. В философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом, человек – существо эротическое. В своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное.
Целостная концепция человека
В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Рассмотренные интерпретации природы человека образуют единое целое, ибо между ними существуют определенные связи: без какой-либо из этих интерпретаций общая картина природы человека тускнеет.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010)
- 1. Античная философия. Досократики
- 2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)
- 3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)
- 4. Философия Средних веков
- 5. Философия эпохи Возрождения
- 6. Философия Нового Времени XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц)
- 7. Метафизический материализм Нового Времени (ф. Бэкон, Дж. Локк, французские энциклопедисты)
- 8. Немецкая классическая философия (и. Кант)
- 9. Немецкая классическая философия. Г. Гегель
- 10. Марксистская философия
- 11. Иррационализм XIX в. (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон)
- 12. Современная западная философия, основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 13. Идейные истоки русской философии
- 14. Особенности русской религиозной философии XIX – XX вв.
- 15. Идеализм как направление в истории философской мысли
- 16. Рационализм и иррационализм в философии
- 17. Проблема бытия в истории философии
- 18. Материя как философская категория. Атрибуты материи
- 19. Проблема сознания в истории философии
- 20. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное
- 21. Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Уровни познания
- Виды (формы) познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- 22. Теория истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 23. Человек как философская проблема
- 24. Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- 25. Человек в системе социальных связей
- 26. Проблемы свободы и ответственности личности
- 27. Философия истории. Проблема направленности исторического процесса
- 28. Культура и цивилизация
- 29. Глобальные проблемы современности. Философский аспект
- 30. Предмет, специфика и функции философии
- 31. Философия и наука. Философия как методология научного познания
- 32. Наука и религия. Знание и вера
- Соотношение веры и знания
- 33. Определение и структура мировоззрения
- 34. Общество как социально-культурная система