26. Проблемы свободы и ответственности личности
Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый.
О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н. А. Бердяев.
Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать – оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом.
Вся история этики пронизана попытками органически согласовать требования свободы и справедливости. В конце XX века появилась идея о том, что этика ответственности – это и есть объединение этики справедливости с этикой свободы.
Человек уже в силу самого факта своего существования вынужден не только задавать вопросы и находить на них ответы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. На место этики справедливости и свободы следует поставить этику ответственности, а уже в ней учесть достоинства как этики справедливости, так и этики свободы.
Добро – это ответственность.
Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.
Это направление мысли было унаследовано от римлян католицизмом, а также протестантизмом. Бог всегда прав, виновным оказывается человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается судом (святым или светским). В Новое Время вину понимают светским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.
Именно в Новое время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельности. Вся картина кажется ясной и простой.
Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственности теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.
Неклассическая концепция ответственности рассматривает человека в мире, наполненном случайностями, риском, неопределенностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих делах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоемком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубийству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто виноват? все виноваты – никто не виноват). Налицо проблемная ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены постоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потребность в эффективной философии.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010)
- 1. Античная философия. Досократики
- 2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)
- 3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)
- 4. Философия Средних веков
- 5. Философия эпохи Возрождения
- 6. Философия Нового Времени XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц)
- 7. Метафизический материализм Нового Времени (ф. Бэкон, Дж. Локк, французские энциклопедисты)
- 8. Немецкая классическая философия (и. Кант)
- 9. Немецкая классическая философия. Г. Гегель
- 10. Марксистская философия
- 11. Иррационализм XIX в. (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон)
- 12. Современная западная философия, основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 13. Идейные истоки русской философии
- 14. Особенности русской религиозной философии XIX – XX вв.
- 15. Идеализм как направление в истории философской мысли
- 16. Рационализм и иррационализм в философии
- 17. Проблема бытия в истории философии
- 18. Материя как философская категория. Атрибуты материи
- 19. Проблема сознания в истории философии
- 20. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное
- 21. Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Уровни познания
- Виды (формы) познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- 22. Теория истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 23. Человек как философская проблема
- 24. Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- 25. Человек в системе социальных связей
- 26. Проблемы свободы и ответственности личности
- 27. Философия истории. Проблема направленности исторического процесса
- 28. Культура и цивилизация
- 29. Глобальные проблемы современности. Философский аспект
- 30. Предмет, специфика и функции философии
- 31. Философия и наука. Философия как методология научного познания
- 32. Наука и религия. Знание и вера
- Соотношение веры и знания
- 33. Определение и структура мировоззрения
- 34. Общество как социально-культурная система