logo
Ekzamen_po_filosofii_Otvety_na_voprosy_2010

32. Наука и религия. Знание и вера

Наука и религия

Отношение западной науки к религиям менялось от эпохи к эпохе. Можно выделить три основных этапа взаимодействия института «открытой науки» и религии. Первый этап длился от Античности до эпохи Возрождения и характерен союзом науки и религии. Если не считать редких исключений, ученые Античности и Средневековья всегда объясняли конечные причины явлений исходя из религиозных принципов. Второй этап, начавшийся с конца ХV в. и длившийся до середины ХХ в., отмечен острым конфликтом науки и монотеизма. Третий этап наступает в наши дни и является своего рода отрицанием отрицания первого этапа. Он знаменуется сближением науки и религии.

Как же возник конфликт теоретико-экспериментальной науки Европы и космоцентрической религии? В нем, вероятно, повинны и наука, и христианская религия, поскольку и та, и другая желали установить свою монополию на окончательную истину. Однако любая наука, равно как и любая религия, суть истины относительные.

Наука и религия имеют немало общего. Религия ‒ не только вера, но и особое знание, равно как и наука не сводима к эксперименту и логическому мышлению и непременно опирается на особую веру.

Через веру в истинность своей гипотезы ученый стремится отыскать фактические и логические доказательства ее состоятельности. Он доверяет мнениям других ученых, иначе ему пришлось бы все доказывать самому. Он верит в возможность открытия незримых сущностей и законов, а также доверяет экспериментально устанавливаемым данным.

Логически ошибочно противопоставлять иррациональный аспект религиозного верования рациональному аспекту научно-теоретического знания. Иррациональное в религии следует сопоставлять с иррациональным в науке, а рациональное и гипотетическое в религии – с таковыми же в науке. Тогда между религией и наукой обнаруживается существенное тождество − тождество различных.

Религиозные модели аналогичны научным. И религия, и наука экстраполируют известное на неизвестное, стремятся наглядно представить ненаблюдаемое, пользуются символами, прибегают к критическому анализу.

Знание

В истории философии соперничали два направления, которые с противоположных позиций рассматривали соотношение веры и знания.

Эпистемизм философское учение о познавательном приоритете рационального знания.

Философский рационализм – особая разновидность эпистемизма.

Фидеизмфилософское и религиозное учение о примате веры над рациональным знанием.

Общая позиция эпистемистов (Аристотель, Гегель): знание – относительно непротиворечивое единство чувства и разума, выраженное в языке, интенционально соотнесенное со своим предметом и обладающее свойствами истинности или ложности (интенциональность – направленность сознания).

Общая позиция фидеистов (Платон, Лосский): мистическое знание – непосредственное созерцание сущности.

Вера

Предметами веры могут быть либо объекты внешнего чувственного опыта, либо внутреннее умозрительное бытие.

Д. В. Пивоваров предложил различать веру духовную и плотскую.

Faith-вера (духовная вера) – влечение человеческого духа к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение разнопорядковых сущностей.

Belief-вера (плотская вера) – способность ума без достаточного основания (без всеобщего доказательства) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания.