16. Рационализм и иррационализм в философии
Рационализм ‒ обозначение философских течений, которые, признают разум основой познания и поведения людей.
Поскольку интеллектуальный критерий истины принимается многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии. Кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, когда разумность считается единственным существенным критерием.
Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении.
Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII ‒ XVIII вв. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка ‒ бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума». Иными словами, разум способен постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Иррационализм – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.
Представители иррационализма выдвигают на первый план:
волю (волюнтаризм);
непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм);
мистическое «озарение»;
воображение;
инстинкт;
«бессознательное» и т.п.
Иррационализм свойственен таким философским течениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. Они объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). Как утверждают сторонники иррационализма, эти сферы реальности невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. С одной стороны, рассудок осознает и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Сторонники иррационализма ориентируются на внерациональные формы человеческого познания.
Одним из предшественников иррационализма в философии был Фридрих Шеллинг. Ключевым элементом иррационализм становится в философиях Сëрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.
Сторонники иррационализма считают, что рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности Нильса Бора. Предполагается, что отношение дополнительности между рационализмом и иррационализмом распространяется на все явления действительности, например: разум ‒ чувства, логика ‒ интуиция, наука ‒ искусство, тело ‒ душа, и т.п.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010)
- 1. Античная философия. Досократики
- 2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)
- 3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)
- 4. Философия Средних веков
- 5. Философия эпохи Возрождения
- 6. Философия Нового Времени XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц)
- 7. Метафизический материализм Нового Времени (ф. Бэкон, Дж. Локк, французские энциклопедисты)
- 8. Немецкая классическая философия (и. Кант)
- 9. Немецкая классическая философия. Г. Гегель
- 10. Марксистская философия
- 11. Иррационализм XIX в. (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон)
- 12. Современная западная философия, основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 13. Идейные истоки русской философии
- 14. Особенности русской религиозной философии XIX – XX вв.
- 15. Идеализм как направление в истории философской мысли
- 16. Рационализм и иррационализм в философии
- 17. Проблема бытия в истории философии
- 18. Материя как философская категория. Атрибуты материи
- 19. Проблема сознания в истории философии
- 20. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное
- 21. Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Уровни познания
- Виды (формы) познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- 22. Теория истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 23. Человек как философская проблема
- 24. Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- 25. Человек в системе социальных связей
- 26. Проблемы свободы и ответственности личности
- 27. Философия истории. Проблема направленности исторического процесса
- 28. Культура и цивилизация
- 29. Глобальные проблемы современности. Философский аспект
- 30. Предмет, специфика и функции философии
- 31. Философия и наука. Философия как методология научного познания
- 32. Наука и религия. Знание и вера
- Соотношение веры и знания
- 33. Определение и структура мировоззрения
- 34. Общество как социально-культурная система