2. Общие труды по античной философии (русские и переводные)
Из общих обзоров древнегреческой философии у русских авторов необходимо указать три работы, содержащие огромное количество материалов первоисточников, часто в оригинальном освещении, хотя и с устаревшей методологией: О.М.Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Киев, I - IV, 1860 - 1861 (классич. период, ч. II, стр. 79 - 297); П.Г.Редкин. Из лекций П.Г.Редкина по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., I - VII, 1889 - 1891 (Античная философия, т. I - II); С.Н.Трубецкой. Метафизика в древней Греции. М., 1890 (собр. соч., т. III. М. 1910). Последний том посвящен специально древнейшей философии, кончая Сократом.
Из более кратких, но ценных русских обзоров укажем: М.И.Каринский. Лекции по истории древней философии. СПб., 1889 (литогр. курс); Л.М.Лопатин. История древней философии. Лекции, чит. в ИМУ в 1900 - 1901 гг. (литогр. курс); С.Н.Трубецкой. История древней философии, I - II, 1906 - 1908 (2-е изд. под названием "Курс истории древней философии", т. V - VI. Собр. соч., М., 1912); Ф.А.Зеленогорский. Очерки по истории древней философии. Харьков, 1908; А.И.Введенский. Лекции по истории древней философии. СПб., 1912 (литогр. курс); Е.А.Бобров. История древней философии. Варшава, 1915; А.Д.Гуляев. Лекции по истории древней философии. Каз., 1915; М.А.Дынник. Очерк истории философии классической Греции. М., 1936; его же. Борьба материализма и идеализма в античном обществе. "Под знаменем марксизма", 1938, No 5, стр. 124 185; Г.Ф.Александров. Борьба материализма и идеализма в античной философии. Лекции, прочит. в ВПШ при ЦК ВКП(б). М., 1941; История философии под ред. М.А.Дынника, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, О.В.Трахтенберга, т. 1. М., 1957, стр. 72 - 165; Краткий очерк истории философии под ред. М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я.Щипанова. М., 1960, стр. 43 - 84.
Важнейшие переводные руководства общего характера: П.Таннери. Первые шаги древнегреческой науки, пер. Н.Полыновой, С.И.Церетели, Э.Л.Радлова, Г.Ф.Церетели, с предисл. проф. А.И.Введенского, СПб., 1902; Т.Гомперц. Греческие мыслители, пер. Е.Герцыка и Д.Жуковского, т. I. СПб., 1911 (досократ. философ.); В.Виндельбанд. История древней философии, пер. М.М.Рубинштейна. М., 1911; К.Форлендер. История философии, пер. под ред. В.А.Савальского, т. I. СПб., 1911 (античная часть); Э.Целлер. Очерк истории греческой философии, пер. С.Л.Франка, М., 1912 (то же под ред. Н.В.Самсонова, М., 1913).
Блестящим трудом по истории философии остаются лекции Гегеля, из которых досократовскую философию в русском переводе трактует IХ т., стр. 135 - 306 (Гегель. Сочинения, т. IХ. М., 1932). Как гениальные, так и порочные черты гегелевской истории философии Ленин указывает в своих замечаниях к этим лекциям ("Философские тетради").
Четкость логического развития мысли, обоснованность на первоисточниках, глубина понимания отдельных категорий в истории философии - это является тем достижением лекций Гегеля, которые до сих пор никто не превзошел. Но сведение всей философии только на логику идей, игнорирование пышного и богатого достояния античной философии, отсутствие всяких связей с общественно-политическим развитием Греции, самодвижность философского мышления, подгонка историко-философского развития под отвлеченную систему логики и часто вытекающая отсюда искусственность и надуманность диалектических переходов - все это делает данный труд Гегеля глубоко устаревшим и требующим исправления почти в каждой его фразе. Подробный анализ истории античной философии у Гегеля до сих пор еще никем не произведен, хотя замечания Ленина дают все необходимые для этого анализа принципы. Появление этого анализа уже давно ожидается в нашей философской историографии, и, вероятно, он не замедлит скоро появиться.
- 2. Классические системы философии
- 3. Существенные уточнения
- 2. Принцип античного гения
- 3. Формула Гегеля
- 4. Свободнорожденные
- 5. Античность и прогресс
- 6. Необходимые оговорки
- 7. Точность в науке о греческой культуре
- 2. Красота в природе
- 3. Общий взгляд античности на искусство
- 4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности
- 5. Современная оценка античной эстетики
- 2. Ранняя рабовладельческая формация
- 3. Рабовладельческая развитая формация
- 4. Три стадии античного рабовладельческого общества. Классическое эллинство
- 5. Ранний эллинизм
- 6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень
- 7. Заключение
- 2. Природа в гомеровских сравнениях
- 565 В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.
- 6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу
- 2. Земледелие
- 3. Скотоводство
- 4. Обработка материалов, кроме металлов
- 5. Обработка металлов33
- 6. Оружие
- 7. Прядильно-ткацкое производство и одежда
- 8. Жилище
- 9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности у Гомера
- 10. Общая характеристика индивидуального человека
- 11. Наружность человека
- 2. Изобразительные искусства
- 3. Мусические искусства
- 4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни
- 5. Материалы о красоте вообще
- 6. Сущность красоты вообще по Гомеру
- 7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте
- 4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру
- 1. Гомер и археология
- 2. Гомеровские словари
- 3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение
- 4. Гомер и историко-эстетическое развитие
- 5. Из литературы о гомеровских сравнениях
- 6. Вопросы общего изложения Гомера
- 7. Популярные изложения гомеровского вопроса
- 1. Историческое развитие периода
- 2. Три основных периода античной классической эстетики
- 3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии
- I. Эстетика конечных числовых структур, древнее пифагорейство
- 1. Основное учение о числовой структуре
- 1. Необходимость учета специфики
- 3. Понятие о числовой гармонии
- 4. Резюме о музыкальной эстетике
- 2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющие прямого отношения к эстетике
- 3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела
- 4. Музыкальные пропорции
- 5. Общая сводка
- 6. Гносеологическая пропорция
- 2. Структурные понятия и термины
- 3. Художественно-технические понятия и термины
- 2. Исходный пункт
- 3. Симметрия живого тела
- 4. Понятие центра
- 5. "Квадратный" стиль
- 6. Вопрос о числовых данных
- 7. Культурно-стилевая оценка "Канона" Поликлета
- 2. Ум как принцип красоты и порядка
- 3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти
- 2. Бесконечность и ее типы
- 3. Определение гомеомерии
- 2. Отдельные представители элейской школы
- 3. Эстетический смысл элейской философии
- 2. Эстетический смысл учения милетцев
- 2. Возможность разных подходов
- 2. Трагический хаос противоположностей не исключает светлого космоса
- 2. Отсутствие отвлеченных построений у Гераклита
- 3. Черты синтетизма
- 4. В поисках специфики Гераклита
- 1. Некоторые основные особенности творчества Гераклита
- 2. Аристократизм и демократизм
- 2. Наиболее вероятный спецификум
- 3. Итог эстетической картины мира
- 6. Подражатели и последователи Гераклита
- 1. Псевдо-Гиппократ
- 2. Кратил
- 3. Эпихарм
- 2. "Любовь" и "Вражда"
- 2. Эстетический субъект
- 3. Пропорциональность
- 4. Гармонически-пропорциональная природа эстетического сознания
- 5. Учение о цвете
- 2. Связь со стихиями
- 2. Структура и континуум как предельные категории
- 3. Природа пустоты и движения в ней у атомистов
- 4. Эстетическая переработка античной философии, античного космологизма и атомизма
- 2. Учение об индивидууме (атоме); наука и конец досократики
- 2. Бесконечная качественность атомов
- 3. Геометрическая или вообще числовая структура
- 4. Физико-геометрическая природа
- 5. Предел
- 6. Движение атома
- 7. "Сумма" и "целое"
- 8. Двоякое понимание атома
- 9. Инфинитезимальные процессы
- 10. Критика неправильных интерпретаций
- 3. Основной принцип атомизма
- 4. Атомистическая диалектика и возникающая на ее основе эстетика
- 1. Атом - субъект и объект определения
- 2. Физика и геометрия
- 3. Атом и его эманации
- 4. Бытие и небытие
- 5. Атомы и их движение
- 6. Необходимость и свобода. Хаос и космос
- 7. Целое и части
- 8. Познание и бытие
- 9. Наиболее яркое выражение натурфилософской эстетики Демокрита
- 2. Переход к специальной эстетике. Индивидуально-скульптурная точка зрения
- 2. Эстетический субъект и художник
- 3. Происхождение искусств и языка
- 2. Принципы античного цветоведения
- 3. Aтомизм
- 4. Характеристика отдельных цветов
- 5. Случайность и путаница аналогий
- 6. Эстетическое значение теории цветов у Демокрита
- 1. Мифология, натурфилософия, антропология
- 2. Разложение натурфилософии
- 2. Живой организм - основа античной эстетики
- 3. Общественно-историческая практика, лежащая в основе античной эстетики
- 3. Число и живой организм
- 4. Скульптурный и гражданственно-полисный характер числа
- 2. Тождество идеального и реального, но с приматом реального
- 3. Материально-чувственный и математически-интуитивный принцип
- 4. Античный и современный диалектический материализм
- 5. Диалектика, или единство и борьба противоположностей
- 2. Особенности структуры
- 3. Формы структуры
- 4. Соотношение эстетической структуры и эстетической действительности
- 5. Абсолютная эстетическая действительность
- 1. Первообраз и подражание
- 2. Судьба, боги, космос и человек
- 4. Космос как совершеннейшее произведение искусства.
- 2. Социально-историческая основа
- 3. Поэтические формулы
- 4. Разложение
- 2. Общие труды по античной философии (русские и переводные)
- 3. Общие труды по античной философии (иностранные)
- 2. Общие труды по античной эстетике
- 2. Частная терминология
- 5. Области, соседние с эстетикой и часто прямо в нее переходящие
- 1. Эстетика и общее миропонимание
- 2. Эстетика и мифология
- 3. Миф и логос
- 6. Природа и космос
- 7. Пространство, время и движение
- 10. Эстетика и учение об уме
- 11. Эстетика и этика
- 12. Эстетика, логика и диалектика
- 13. Историческое и человеческое
- 14. Эстетика и математика (число, величина и единое)