5. Предел
В современной науке имеется одно понятие, которое, кажется, может до некоторой степени облегчить понимание физико-геометрического тождества в античном атоме. Это - понятие предела. Ведь предел никогда не достижим для переменной, монотонно изменяющейся величины, хотя расстояние между ними может стать меньше любой заданной величины. Так как античные атомисты вместе со всеми античными философами трактовали материю как нечто вечно подвижное и так как в глубине этой вечно подвижной материи они находили также элементы, которые сами по себе уже никогда не менялись, то, очевидно, неизменный атом данного типа вечно изменчивого вещества и был пределом изменения данного вещества.
Например, можно взять правильный многоугольник и рассматривать его то с большим, то с меньшим числом сторон. Но как бы мы ни изменяли эти многоугольники, логически ясно, что если треугольник можно превратить в шестиугольник, а шестиугольник - в двенадцатиугольник и т.д., то ничто не мешает нам представлять и бесконечноугольник. А это и будет круг. Круг есть, таким образом, предел вписанных в него или описанных около него правильных многоугольников при бесконечном увеличении числа их сторон. Само собою разумеется, вовсе не обязательно думать о круге, изменяя число сторон многоугольников. Но если мы хотим логически додумать до конца это изменение, то понятие о круге не может не появиться в нашем сознании. Такова логика этих фигур. Намеки на математическое понимание предела можно найти у Демокрита (Маков. 133. 134 и 68 В 155а, Маков. 135; В 155; Маков. 132).
Античные атомисты принадлежали к тем мыслителям, которые хотели додумать до конца все изменения, происходящие с данной вещью или с данным веществом. И если тут они пришли к понятию атома, то это явилось их величайшим завоеванием.
В наивной, но отнюдь не глупой форме они учили об истечении из атомов бесконечного числа их образов, которые и нужно считать не чем иным, как бесконечно разнообразным приближением соответствующего физического явления к лежащему в его основе атому (67 А 29. 30, 68 В 7). Во всяком случае, здесь действовала живейшая потребность додумать понятие изменения до конца. Да и мы в нашей диалектике можем мыслить изменения только тогда, когда есть нечто неизменное; движение предполагает нечто неподвижное, случайное - необходимость этого случайного. Отсюда делается понятным, почему действительно сущие атомы для действительно сложных тел оказывались только возможным бытием (Маков. 59).
Итак, историко-философский анализ обнаруживает, что физико-геометрическое тождество у атомистов есть результат логического продумывания до конца той разнокачественной материальной действительности, которая находится у них в вечном движении. Отсюда становится ясным и то, насколько сложно у античных атомистов понятие малости. Атом является здесь малым не потому, что это есть какое-то наименьшее количество вещества (ведь все наименьшее может стать еще меньше). Атом не есть здесь и некое очень маленькое, но остающиеся постоянным количество вещества в процессе изменения этого последнего. О разных пониманиях малости и о возможности атомов всяких размеров, включая атом, равный целому миру (см. 68 А 43.47). Если воспользоваться арифметической аналогией, то не является ни дробью с тем или иным количеством десятичных знаков, ни постоянным количеством, взятым в каком-либо неподвижном, изолированном и абсолютном смысле. есть предел для бесконечной и притом совершенно определенной переменной величины (1; 1,4; 1,41; 1,414...) Античный атом поэтому скорее не величина (он может быть любой величины), а закон получения или становления величин. Таким образом, античный атом при всем своем постоянстве и вечной неизменности не так уж неизменен и неподвижен. В нем всегда кроется бесконечное количество приближенных величин, для возникновения которых он является принципом.
- 2. Классические системы философии
- 3. Существенные уточнения
- 2. Принцип античного гения
- 3. Формула Гегеля
- 4. Свободнорожденные
- 5. Античность и прогресс
- 6. Необходимые оговорки
- 7. Точность в науке о греческой культуре
- 2. Красота в природе
- 3. Общий взгляд античности на искусство
- 4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности
- 5. Современная оценка античной эстетики
- 2. Ранняя рабовладельческая формация
- 3. Рабовладельческая развитая формация
- 4. Три стадии античного рабовладельческого общества. Классическое эллинство
- 5. Ранний эллинизм
- 6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень
- 7. Заключение
- 2. Природа в гомеровских сравнениях
- 565 В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.
- 6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу
- 2. Земледелие
- 3. Скотоводство
- 4. Обработка материалов, кроме металлов
- 5. Обработка металлов33
- 6. Оружие
- 7. Прядильно-ткацкое производство и одежда
- 8. Жилище
- 9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности у Гомера
- 10. Общая характеристика индивидуального человека
- 11. Наружность человека
- 2. Изобразительные искусства
- 3. Мусические искусства
- 4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни
- 5. Материалы о красоте вообще
- 6. Сущность красоты вообще по Гомеру
- 7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте
- 4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру
- 1. Гомер и археология
- 2. Гомеровские словари
- 3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение
- 4. Гомер и историко-эстетическое развитие
- 5. Из литературы о гомеровских сравнениях
- 6. Вопросы общего изложения Гомера
- 7. Популярные изложения гомеровского вопроса
- 1. Историческое развитие периода
- 2. Три основных периода античной классической эстетики
- 3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии
- I. Эстетика конечных числовых структур, древнее пифагорейство
- 1. Основное учение о числовой структуре
- 1. Необходимость учета специфики
- 3. Понятие о числовой гармонии
- 4. Резюме о музыкальной эстетике
- 2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющие прямого отношения к эстетике
- 3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела
- 4. Музыкальные пропорции
- 5. Общая сводка
- 6. Гносеологическая пропорция
- 2. Структурные понятия и термины
- 3. Художественно-технические понятия и термины
- 2. Исходный пункт
- 3. Симметрия живого тела
- 4. Понятие центра
- 5. "Квадратный" стиль
- 6. Вопрос о числовых данных
- 7. Культурно-стилевая оценка "Канона" Поликлета
- 2. Ум как принцип красоты и порядка
- 3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти
- 2. Бесконечность и ее типы
- 3. Определение гомеомерии
- 2. Отдельные представители элейской школы
- 3. Эстетический смысл элейской философии
- 2. Эстетический смысл учения милетцев
- 2. Возможность разных подходов
- 2. Трагический хаос противоположностей не исключает светлого космоса
- 2. Отсутствие отвлеченных построений у Гераклита
- 3. Черты синтетизма
- 4. В поисках специфики Гераклита
- 1. Некоторые основные особенности творчества Гераклита
- 2. Аристократизм и демократизм
- 2. Наиболее вероятный спецификум
- 3. Итог эстетической картины мира
- 6. Подражатели и последователи Гераклита
- 1. Псевдо-Гиппократ
- 2. Кратил
- 3. Эпихарм
- 2. "Любовь" и "Вражда"
- 2. Эстетический субъект
- 3. Пропорциональность
- 4. Гармонически-пропорциональная природа эстетического сознания
- 5. Учение о цвете
- 2. Связь со стихиями
- 2. Структура и континуум как предельные категории
- 3. Природа пустоты и движения в ней у атомистов
- 4. Эстетическая переработка античной философии, античного космологизма и атомизма
- 2. Учение об индивидууме (атоме); наука и конец досократики
- 2. Бесконечная качественность атомов
- 3. Геометрическая или вообще числовая структура
- 4. Физико-геометрическая природа
- 5. Предел
- 6. Движение атома
- 7. "Сумма" и "целое"
- 8. Двоякое понимание атома
- 9. Инфинитезимальные процессы
- 10. Критика неправильных интерпретаций
- 3. Основной принцип атомизма
- 4. Атомистическая диалектика и возникающая на ее основе эстетика
- 1. Атом - субъект и объект определения
- 2. Физика и геометрия
- 3. Атом и его эманации
- 4. Бытие и небытие
- 5. Атомы и их движение
- 6. Необходимость и свобода. Хаос и космос
- 7. Целое и части
- 8. Познание и бытие
- 9. Наиболее яркое выражение натурфилософской эстетики Демокрита
- 2. Переход к специальной эстетике. Индивидуально-скульптурная точка зрения
- 2. Эстетический субъект и художник
- 3. Происхождение искусств и языка
- 2. Принципы античного цветоведения
- 3. Aтомизм
- 4. Характеристика отдельных цветов
- 5. Случайность и путаница аналогий
- 6. Эстетическое значение теории цветов у Демокрита
- 1. Мифология, натурфилософия, антропология
- 2. Разложение натурфилософии
- 2. Живой организм - основа античной эстетики
- 3. Общественно-историческая практика, лежащая в основе античной эстетики
- 3. Число и живой организм
- 4. Скульптурный и гражданственно-полисный характер числа
- 2. Тождество идеального и реального, но с приматом реального
- 3. Материально-чувственный и математически-интуитивный принцип
- 4. Античный и современный диалектический материализм
- 5. Диалектика, или единство и борьба противоположностей
- 2. Особенности структуры
- 3. Формы структуры
- 4. Соотношение эстетической структуры и эстетической действительности
- 5. Абсолютная эстетическая действительность
- 1. Первообраз и подражание
- 2. Судьба, боги, космос и человек
- 4. Космос как совершеннейшее произведение искусства.
- 2. Социально-историческая основа
- 3. Поэтические формулы
- 4. Разложение
- 2. Общие труды по античной философии (русские и переводные)
- 3. Общие труды по античной философии (иностранные)
- 2. Общие труды по античной эстетике
- 2. Частная терминология
- 5. Области, соседние с эстетикой и часто прямо в нее переходящие
- 1. Эстетика и общее миропонимание
- 2. Эстетика и мифология
- 3. Миф и логос
- 6. Природа и космос
- 7. Пространство, время и движение
- 10. Эстетика и учение об уме
- 11. Эстетика и этика
- 12. Эстетика, логика и диалектика
- 13. Историческое и человеческое
- 14. Эстетика и математика (число, величина и единое)