26.2. Аскетический смысл жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных забот и страстей. Буддийская нирвана, пожалуй, может служить здесь конкретным примером. Один из афоризмов Будды звучит так: "Величайший из победителей - не тот, кто победит тысячу раз тысячу мужчин, а тот, кто победит самого себя". Нирвана - это высшее просветление духа, внутреннее проникновение в истинное бытие мира, состояние, в которое погружается человек, оторвавшись или освободившись от бесконечного круговорота рождений и смертей, беспредельное, безликое и вообще-то невыразимое бытие, абсолютный, ненарушимый покой. Переход к нирване можно сравнить с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: желаний, страстей, заблуждений.
В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных (вожделение, сладострастие, чувственность) и мирских (богатство, слава) желаний , готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник - вот истинные носители этого образа жизни.
Еще более ослабленная или сниженная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувственных желаний, страстей и эмоций, достигаемым с помощью разумного контроля над их протеканием. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека.
Аскетизм приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, требующего как минимум этики ограничения. С учетом же и других бед современной цивилизации есть все основания говорить о необходимости "аскетической мировой культуры".
Одно из первых обоснований аскетизма как смысла жизни находим мы в древнегреческой философской школе киников. Киники сводили добродетельную, свободную и счастливую жизнь к отказу от большей части потребностей и желаний, к их предельной - животной минимизации. Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося бедность, естественность, простоту. Роскошь, излишества только развращают ум, отчуждают человека от естественности, естественного. Антисфен, основатель этой школы, говорил, что он скорее сойдет с ума, чем позволит себе испытать удовольствие от чего бы то ни было. А его ученик, Диоген из Синопа жил в бочке, ел что попало, презирал все традиции, нормы и условности общественной жизни, богатство, славу. При собачьем ("киник" происходит от греческого слова "kunos", что значит собачий, собакоподобный) образе жизни у него было одно утешение или наслаждение - презрение ко всякому наслаждению. По легенде, Диоген днем с зажженным фонарем искал настоящего, честного и правдивого человека. Большое внимание уделяли киники тренировке тела и дисциплине ума, без чего, понятно, аскетизм существовать не может.
- Философия
- Глава 1. Философия в мире культуры
- Глава 2. Исторические типы философствования
- Глава 3. Онтология: бытие и реальность
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- Введение
- Методические указания
- Тема I. Философия в мире культуры
- 1. Предметное самоопределение философии
- 2. Экзистенциальные истоки философствования
- 3. Историческая концептуализация философии
- 4. Существенные признаки философского знания
- 5. Философия и наука
- 6. Философия и религия
- 7. Определение, или дефиниция, философии
- Вопросы для самопроверки к главе 1
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические типы философствования
- 8. Философия и история
- 9. Культурные, национальные и исторические особенности философии
- 10. Древнекитайская философия
- 10.1. Конфуцианская философская традиция
- 10.2. Философия древних даосов
- 11. Древнеиндийская философия
- 11.1. Веданта как философия Упанишад
- 11.2. Материалистическая школа чарваков
- 12. Античная философия
- 12.1. Натурфилософские построения древнегреческих мудрецов
- 12.2. Гуманистическо - антропологическое учение Сократа
- 12.3. Гиперурания Платона
- 12.4. Последний великий философ Эллады
- 12.5. Философская мысль эллинистической эпохи
- 13. Средневековая философия
- 13.1. Религиозно философские прозрения Августина Блаженного
- 13.2. Христианская философия Фомы Аквинского
- 14. Философия эпохи Возрождения
- 14.1. Философско-политический реализм Никколо Макиавелли
- 15. Философия Нового времени
- 15.1. Новый методологический органон Фрэнсиса Бэкона
- 15.2. Рационалистическое сомнение Рене Декарта
- 15.3. Немецкая классическая философия
- 15.3.1. Критическая философия Иммануила Канта
- 15.3.2. Философский идеализм Гегеля
- 15.4. Карл Маркс и наука об обществе
- 16. Русская философия
- 16.1. Философия всеединства Вл. Соловьева
- 16.2. Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы
- 17. Основные направления современной западной философии
- 17.1. Аналитическая философская традиция
- 17.2. Феноменология — философия предметных смыслов
- 17.3. Постмодернистская философская альтернатива
- Вопросы для самопроверки к главе 2
- Дополнительная литература
- Тема 3. Онтология: бытие и реальность
- 18. Бытие как существование
- 19. От реальности бытия к бытию реальности
- 19.1. Материя как реальность
- 19.2. Сознание как реальность
- Вопросы для самопроверки к главе 3
- Дополнительная литература
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- 20. Чувственное и рациональное познание
- 21. Познание и истина
- 22. Познание и наука
- 23. Особенности познания общественных явлений
- Вопросы для самопроверки к главе 4
- Дополнительная литература
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- 24. Природа человека
- 25. Справедливость: социально-антропологический анализ
- 26. Смысл жизни - в чем он?
- 26.1. Гедонистический смысл жизни
- 26.2. Аскетический смысл жизни
- 26.3. Смиренно-стоический смысл жизни
- 26.4. Категорически - императивный смысл жизни
- 26.5. Религиозный смысл жизни
- 26.6. Действенно-гуманистический смысл жизни
- Вопросы для самопроверки к главе 5
- Дополнительная литература
- Словарь терминов
- Вопросы к экзамену
- 21. Христианская философия Фомы Аквинского.
- 54. Религиозный смысл жизни.