Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса. И сегодня оно разгоняет тучи невежества, предрассудков, иллюзий и утопий жизни.
Знание делает человека образованным, а образованность — одно из самых ценных социальных качеств человека. Только образованный человек может быть свободным, только там, где образование определяет или существенным образом влияет на социальный статус человека, может успешно развиваться демократия. Адам Смит как-то заметил, что “человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам”. Сравнение с машиной понравится, наверное, немногим, но в нем содержится безусловно правильная мысль: знание — это богатство, причем не только личное, но и общественное. Роль познания, знания особенно возрастает с переходом общества от индустриального к постиндустриальному этапу в своем развитии. Главным капиталом при этом становится знание, воплощающееся в информационные технологии.
Что же такое познание? Познание - это активное, творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Можно и так: познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. В познании человек не просто запечатлевает, пассивно регистрирует идущую извне информацию — он активно участвует в выстраивании образа действительности. Мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Знание есть результат активного взаимодействия субъекта, т. е. того, кто познает, с объектом, т. е. тем, что познается.
Объект познания — тот или иной фрагмент действительности, вовлеченный в сферу практико-познавательной деятельности человека и так или иначе “означенный” ею. Познание по природе своей процесс общественный. Его реальным субъектом поэтому выступает общество в целом. С фактической же стороны общество как субъект познания представляется отдельными индивидами и исследовательскими коллективами.
- Философия
- Глава 1. Философия в мире культуры
- Глава 2. Исторические типы философствования
- Глава 3. Онтология: бытие и реальность
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- Введение
- Методические указания
- Тема I. Философия в мире культуры
- 1. Предметное самоопределение философии
- 2. Экзистенциальные истоки философствования
- 3. Историческая концептуализация философии
- 4. Существенные признаки философского знания
- 5. Философия и наука
- 6. Философия и религия
- 7. Определение, или дефиниция, философии
- Вопросы для самопроверки к главе 1
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические типы философствования
- 8. Философия и история
- 9. Культурные, национальные и исторические особенности философии
- 10. Древнекитайская философия
- 10.1. Конфуцианская философская традиция
- 10.2. Философия древних даосов
- 11. Древнеиндийская философия
- 11.1. Веданта как философия Упанишад
- 11.2. Материалистическая школа чарваков
- 12. Античная философия
- 12.1. Натурфилософские построения древнегреческих мудрецов
- 12.2. Гуманистическо - антропологическое учение Сократа
- 12.3. Гиперурания Платона
- 12.4. Последний великий философ Эллады
- 12.5. Философская мысль эллинистической эпохи
- 13. Средневековая философия
- 13.1. Религиозно философские прозрения Августина Блаженного
- 13.2. Христианская философия Фомы Аквинского
- 14. Философия эпохи Возрождения
- 14.1. Философско-политический реализм Никколо Макиавелли
- 15. Философия Нового времени
- 15.1. Новый методологический органон Фрэнсиса Бэкона
- 15.2. Рационалистическое сомнение Рене Декарта
- 15.3. Немецкая классическая философия
- 15.3.1. Критическая философия Иммануила Канта
- 15.3.2. Философский идеализм Гегеля
- 15.4. Карл Маркс и наука об обществе
- 16. Русская философия
- 16.1. Философия всеединства Вл. Соловьева
- 16.2. Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы
- 17. Основные направления современной западной философии
- 17.1. Аналитическая философская традиция
- 17.2. Феноменология — философия предметных смыслов
- 17.3. Постмодернистская философская альтернатива
- Вопросы для самопроверки к главе 2
- Дополнительная литература
- Тема 3. Онтология: бытие и реальность
- 18. Бытие как существование
- 19. От реальности бытия к бытию реальности
- 19.1. Материя как реальность
- 19.2. Сознание как реальность
- Вопросы для самопроверки к главе 3
- Дополнительная литература
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- 20. Чувственное и рациональное познание
- 21. Познание и истина
- 22. Познание и наука
- 23. Особенности познания общественных явлений
- Вопросы для самопроверки к главе 4
- Дополнительная литература
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- 24. Природа человека
- 25. Справедливость: социально-антропологический анализ
- 26. Смысл жизни - в чем он?
- 26.1. Гедонистический смысл жизни
- 26.2. Аскетический смысл жизни
- 26.3. Смиренно-стоический смысл жизни
- 26.4. Категорически - императивный смысл жизни
- 26.5. Религиозный смысл жизни
- 26.6. Действенно-гуманистический смысл жизни
- Вопросы для самопроверки к главе 5
- Дополнительная литература
- Словарь терминов
- Вопросы к экзамену
- 21. Христианская философия Фомы Аквинского.
- 54. Религиозный смысл жизни.