12.3. Гиперурания Платона
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) — гениальный ученик Сократа, основоположник идеалистической европейской философии. Настоящее его имя — Аристокл. Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом и широким лбом (“платос” по гречески полнота, широта, просторность).
По учению Платона, мир чувственно воспринимаемых вещей не есть мир истинно сущего, подлинной реальности. В нем нет ничего прочного и устойчивого, все относительно, любая вещь обречена на изменение и гибель.
Подлинный, истинно-реальный мир представлен бестелесными образованиями, постигаемыми умом. Их Платон назвал эйдосами или идеями. Каждому классу (группе) чувственных предметов соответствует в истинном, идеальном мире, некоторый “вид” или “идея”. По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их последние причины (предельные основания), и эталоны (образцы, модели), и цели, и понятия, понятия об общей основе вещей каждого класса, о том, чем они, эти вещи, должны быть по своей сущности или природе. Идеи не вовлечены в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного. Чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием (в той мере, конечно, насколько они подлинны) “причастностью” (приобщением к) идеям. Они — бледные, несовершенные копии этих идей. Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в “место над небесами”, названное им Гиперуранией.
Учением об идеальном мире, мире идей Платон решает проблему общего, универсального — как и почему оно существует в отличие от единичного. Общее для него существует само по себе, а не в единичном, через единичное — как реальность, возвышающаяся над единичным. Например, прекрасное как идея — это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).
Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется его, Платона, образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность, подлинность и истинность, чувственной картины мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, и по этой причине взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой двигаются люди, неся различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых “дорогой жизни” на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени — единственная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди — они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой — истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и говорящий людям об истинном мире — это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире и есть его истинное предназначение.
Платон оставил нам одну детально разработанную Идею — образец совершенного государства. В идеальном платоновском государстве царит справедливость, каждый занимается своим (отвечающим его природным наклонностям) делом, а правят мужи-философы.
- Философия
- Глава 1. Философия в мире культуры
- Глава 2. Исторические типы философствования
- Глава 3. Онтология: бытие и реальность
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- Введение
- Методические указания
- Тема I. Философия в мире культуры
- 1. Предметное самоопределение философии
- 2. Экзистенциальные истоки философствования
- 3. Историческая концептуализация философии
- 4. Существенные признаки философского знания
- 5. Философия и наука
- 6. Философия и религия
- 7. Определение, или дефиниция, философии
- Вопросы для самопроверки к главе 1
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические типы философствования
- 8. Философия и история
- 9. Культурные, национальные и исторические особенности философии
- 10. Древнекитайская философия
- 10.1. Конфуцианская философская традиция
- 10.2. Философия древних даосов
- 11. Древнеиндийская философия
- 11.1. Веданта как философия Упанишад
- 11.2. Материалистическая школа чарваков
- 12. Античная философия
- 12.1. Натурфилософские построения древнегреческих мудрецов
- 12.2. Гуманистическо - антропологическое учение Сократа
- 12.3. Гиперурания Платона
- 12.4. Последний великий философ Эллады
- 12.5. Философская мысль эллинистической эпохи
- 13. Средневековая философия
- 13.1. Религиозно философские прозрения Августина Блаженного
- 13.2. Христианская философия Фомы Аквинского
- 14. Философия эпохи Возрождения
- 14.1. Философско-политический реализм Никколо Макиавелли
- 15. Философия Нового времени
- 15.1. Новый методологический органон Фрэнсиса Бэкона
- 15.2. Рационалистическое сомнение Рене Декарта
- 15.3. Немецкая классическая философия
- 15.3.1. Критическая философия Иммануила Канта
- 15.3.2. Философский идеализм Гегеля
- 15.4. Карл Маркс и наука об обществе
- 16. Русская философия
- 16.1. Философия всеединства Вл. Соловьева
- 16.2. Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы
- 17. Основные направления современной западной философии
- 17.1. Аналитическая философская традиция
- 17.2. Феноменология — философия предметных смыслов
- 17.3. Постмодернистская философская альтернатива
- Вопросы для самопроверки к главе 2
- Дополнительная литература
- Тема 3. Онтология: бытие и реальность
- 18. Бытие как существование
- 19. От реальности бытия к бытию реальности
- 19.1. Материя как реальность
- 19.2. Сознание как реальность
- Вопросы для самопроверки к главе 3
- Дополнительная литература
- Глава 4. Гносеология: познание мира, человека и общества
- 20. Чувственное и рациональное познание
- 21. Познание и истина
- 22. Познание и наука
- 23. Особенности познания общественных явлений
- Вопросы для самопроверки к главе 4
- Дополнительная литература
- Глава 5. Антропология: учение о человеке и его судьбе
- 24. Природа человека
- 25. Справедливость: социально-антропологический анализ
- 26. Смысл жизни - в чем он?
- 26.1. Гедонистический смысл жизни
- 26.2. Аскетический смысл жизни
- 26.3. Смиренно-стоический смысл жизни
- 26.4. Категорически - императивный смысл жизни
- 26.5. Религиозный смысл жизни
- 26.6. Действенно-гуманистический смысл жизни
- Вопросы для самопроверки к главе 5
- Дополнительная литература
- Словарь терминов
- Вопросы к экзамену
- 21. Христианская философия Фомы Аквинского.
- 54. Религиозный смысл жизни.