logo search

Бхагавадгита

Бхагавадгита (Божественная песнь) является одной из частей большой поэмы Махабхарата. Она представляет собой основной священный текст индуизма - религии, доминирующей в современной Индии. Она была написана неизвестным автором во времена Иисуса Христа. Бхагавадгита имеет форму диалога между Ар-джуной и его возничим Кришной. В ходе диалога Кришна открывает себя как воплощение Вишну, властелина вселенной, самого Бога.

Бхагавадгита порождает много проблем интерпретации для западного читателя. В ней на менее чем на ста страницах исследуются вопросы, центральные для индуистского понимания морали и реальности. Ее фундаментальная идея заключается в том, что подлинное понимание обеспечивает основу для действий, не отягощенных желанием и недовольством (отвращением). Желание и отвращение являются подлинными врагами человека. Арджуна действует не ради завоевания власти и славы, но ради поддержания справедливого космического порядка. Именно от индивида зависит сохранение этого порядка.

"Исполнить - пусть плохо - свой долг самолично, Важней, чем исполнить чужой сверхотлично. Погибнуть, свой долг исполняя, - прекрасно, А долгу чужому служенье - опасно"1.

Эта выдержка не выражает какую-то всеобщую этику долга (duty). Кастовая система продолжает оставаться нерушимой частью миропорядка. Соответственно, индивидуальный долг опреде-

Бхагавадгита. - С. 184.

53

ляется принадлежностью к определенной касте. Вишну недвусмыс-ленно обосноввшает законноств этой системы:

"Все касты смешав, я б людей уничтожил" '.

Центральным положением Бхагавадгиты является индуистская интерпретация освобождения. Снова и снова подчеркивается, что освобождение предполагает контролв индивида над своими действиями, которые не должны быть связаны с какими-либо мотивами или желаниями.

"Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом Пусть действует, дело избравший уделом"2.

В то же время освобождение связано с ненасилием (ahimsa). Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1869-1948) в своей интерпретации Бхагавадгиты подчеркивал, что именно насилие должно бытв уничтожено огнем знания. По его мнению, Бхагавадгита является вневременным текстом, жизненная мудроств которого применима и к современному человеку.