Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
В европейской культуре второй половины XVIII века выделились три относительно независимые сферы со своими системами ценностей: наука, нравственность/право и искусство. Каждой из этих сфер были присущи особые типы вопросов. Наука имеет дело с вопросами истины (является ли утверждение правильным в смысле его истинности). Нравственность/право обсуждает нормативные вопросы (является ли распоряжение обоснованным в смысле его справедливости (законности). Искусство занимается эстетическими вопросами (является ли произведение искусства прекрасным или сделанным со вкусом). Таким образом, скажем, было бы ошибочно считать, что наука может отвечать на нормативные вопросы [см. критику Юмом попыток делать выводы от "существующего" к "должному", от фактов к ценностям].
Далее, вопросы об истине (наука), правоте (нравственность/ право) и красоте (искусство) были отделены от религиозных вопросов. Тем самым наука, нравственность и искусство стали независимыми от религии. С этого времени началось движение в направлении того, что мы называем современностью (modernity).
Первая явная тематизация этих сфер культуры дается в кантовских трех критиках. Критика чистого разума (1781) выясняет предпосылки современного естествознания. Критика практического разума (1788) дает независимый статус морали относительно естествознания. Критика способности суждения (1790) очерчивает границы эстетики относительно науки и нравственности. В определенном смысле Кант подводит итоги культурного развития, уходящего корнями в Ренессанс.
-475-
Важным поворотным моментом этого процесса явился отказ от телеологического и эмпатического понимания природы. Парадоксально, но еще Галилей думал о природе как о тексте или книге, написанных на математическом языке [см. Гл. 7], а ренес-сансное естествознание считало, что природа несет послание от Бога, и цель науки состоит в том, чтобы понять его. Итак, наука обладала герменевтическим или интерпретативным измерением, она легитимировалась в качестве одного из нескольких путей постижения Бога. Но научная революция Нового времени привела к демистификации и расколдовыванию природы. В современную эпоху лишь немногие верят, что физическое или химическое знание может вообще научить нас чему-либо о смысле мира или о науке как о пути к Богу. Подобные представления можно встретить сейчас лишь у мистиков или романтически настроенных натурфилософов. Уже в XIX в. герменевтическая натурфилософия была возможной лишь в виде мистицизма (Новалис, Novalis - псевдоним Фридриха фон Гарденберга, Friedrich Leopold von Hardenberg, 1772-1801, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 1759-1805, и другие). Что касается современной науки, то она легитимируется благодаря своим применениям и даваемой ею властью и контролем над природой. Она уже не является интерпретативной или герменевтической дисциплиной, способной отвечать на наши вопросы о "смысле" мира. Напротив, современная естественная наука пытается объяснить явления. Как говорит Кант, объяснить нечто означает подвести объекты опыта под установленные природные законы. При этом модельным образцом научного объяснения служит ньютоновская механика.
В рамках таких представлений об объяснении трудно найти место для гуманитарных наук или наук о человеке типа филологии, истории и т.д. В каком смысле эти дисциплины содержат объяснения того вида, который мы находим в естественных науках? Удовлетворяют ли они вообще тем существенным требованиям, которым отвечают "преуспевающие естественные науки"? В начале XIX века, по-видимому, были возможны две стратегии формирования гуманитарных наук: 1) Можно было попытаться придать гуманитарным наукам статус, которым обладали естественные науки. А именно, как и естествознание, гуманитарные науки должны были объяснять явления на основе универсальных законов (в более позднем позитивистском контексте это требование приобрело форму тезиса о "единстве науки". 2) Можно было также, следуя, скажем, за Вико, утверждать, что гуманитарные и естественные науки имеют качественно разные
-476-
объекты исследования и, следовательно, различные методы. Из этого следовало, что гуманитарные науки должны легитимизоваться иначе, чем естественные науки. Эти две стратегии все еще являются предметом современных споров вокруг эпистемологического статуса гуманитарных наук. В этой главе мы кратко остановимся на формировании гуманитарных наук и на том, какой вид придали проблемам этих наук их основатели.
- История философии.1996 (Скирбекк г., Гилье н.)
- Оглавление
- Глава 1.
- Глава 28.
- Глава 29.
- Глава 30.
- Введение. Зачем нужно изучать философию?
- Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений Греческий полис: Человек-в-сообществе
- Анаксимандр и Анаксимен
- Гераклит и Парменид
- Примирители: Эмпедокл и Анаксагор
- Демокрит
- Пифагорейцы
- Обзор индийских и китайских учений Предпосылки индийской философии
- Упанишады
- Буддистская философия
- Бхагавадгита
- Конфуций
- Даосистская философия
- Глава 2. Софисты и сократ Софисты
- Органы афинской демократии и способы их избрания
- Глава 2. Софисты и Сократ
- Глава 3. Платон - идеальное государство: образование и вся власть "экспертам"
- Знание и бытие
- Государство и идея добра
- Этическая ответственность искусства
- История философии
- Глава 4. Аристотель - politeia:политика как разумная жизнь в сообществе
- Идея или субстанция - Платон и Аристотель
- Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины
- Аристотель и экологи
- "Праксис" - разумные действия
- Семья Рождение
- Искусство - имитация и катарсис
- Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе
- Глава 5. Поздняя античность Обеспечение личного счастья
- Стоики - обеспечение личного счастья
- Неоплатонизм
- Историография
- Медицина
- Юриспруденция
- Математика
- Физика и химия
- Астрономия
- Филология
- Женщины-ученые в античности
- Глава 6. Средние века Христианство и философия
- Папа и король - два правителя в одном государстве
- Августин
- Августин - вера и разум
- Скептицизм
- Опровержение скептицизма Августином
- Августин как христианский неоплатоник
- Знание и воля
- Геласий и учение о двух властях
- Проблема универсалий
- Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо
- Фома Аквинский - гармония и синтез
- Онтология
- Категории
- Актуальность и потенциальность
- Причины
- Форма и материя
- Душа и тело
- Эпистемологи
- Антропология и моральная философия
- Онтологический аргумент (Ансельм)
- I) Космологический аргумент
- 2) Каузальный аргумент
- 3) Аргумент, основывающийся на необходимости
- 4) Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия
- 5) Телеологический аргумент
- Проблема зла
- Оккам - от синтеза к скептицизму
- Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера
- Университетская традиция
- Арабская философия и наука
- Глава 7. Новое время и возникновение естествознания Экспериментальное математическое естествознание
- Коперник и Кеплер
- Галилей и Ньютон
- Биологические науки
- Механистическая картина мира и связь души и тела
- Человек как субъект
- Глава 8. Ренессанс и реальная политика1 Макиавелли - политика как манипуляции
- Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)
- Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение
- Общество как часовой механизм
- Естественный закон как норма разума
- Учение о движении
- Либеральность и либерализм
- Глава 10. Человек между сомнением и верой Декарт - методическое сомнение и доверие разуму
- Паскаль - доводы разума и доводы сердца
- Вико - история как модель
- Глава 11. Спиноза - рационализм и система Субстанция и атрибуты
- Необходимость и свобода
- Глава 12. Локк - просвещение и равенство
- Эпистемология и критика познания *
- Политическая теория - индивид и его права
- Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония
- Цель и причина - новый синтез
- Лучший из всех возможных миров
- Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма
- Субстанции - нет, Богу - да!
- Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика Эмпирицистская критика. Представление о причинности
- Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"
- Глава 16. Просвещение - разум и прогресс Наука и модернизация
- Гражданское благосостояние
- Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды
- Смит - экономический либерализм
- Руссо - реакция против философий Просвещени
- Берк - консервативная реакции
- Глава 17. Либерализм и утилитаризм Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа
- Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии
- Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали
- Кантонская политическая теория
- Суждение - телеология и эстетика
- Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
- Гердер и историцизм
- Шлейермахер и герменевтика
- Историческая школа - Савиньи и Ранке
- Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук
- Распад исторической школы
- Глава 20. Гегель - история и диалектика
- Рефлексия, диалектика, опыт
- Господин и раб - борьба за признавании социальную идентичность
- Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным
- Капитализм, бюрократия и государство
- Критика взглядов Гегеля
- Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба
- Диалектика и отчуждение
- Маркс: Религиозный уровень Политические и социальные уровни Экономический уровень
- "Материализм"
- Исторический материализм
- Прибавочная стоимость и эксплуатация
- Производительные силы и производственные отношения
- Критика взглядов Маркса
- Энгельс - семья с марксистской точки зрения
- Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония
- Непосредственная и экзистенциальная коммуникации
- Три стадии жизненного пути
- Назидательная интерпретаци
- Синтезирующая интерпретация
- Иронически-рефлексивная интерпретация
- Субъективность есть истина
- Демократия как демагогия
- Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека
- Естественный отбор и происхождение человека
- Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор
- Глава 24. Ницше и прагматизм
- "Бог умер" - европейский нигилизм
- Критика метафизики и христианства
- Моральная философия
- Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение
- Эпистемология
- Американский прагматизм (Пирс)
- Глава 25. Социализм и фашизм Коммунизм. Ленин: партия и государство
- Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм
- Социализм - экономическая и политическая власть
- Анархизм и синдикализм
- Глава 25. Социализм и фашизм
- Фашизм - национализм и порядок
- Фашизм — кризис и действие
- Фашизм и экономика
- Фашизм и расизм
- Глава 26. Фрейд и психоанализ
- Психоанализ и новое понимание человека
- Сновидения как ворота к подсознанию
- Фрейдовское учение о сексуальности
- Ментальный аппарат
- Вытесненная культура и чувство вины
- Психоанализ и философия науки
- Глава 27. Развитие общественных наук Предпосылки
- Конт — «верховный жрец» социологии
- Токвиль — американская демократия
- Теннис — общность и общество
- Зиммель — социальная ткань
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- Вебер — рациональность и героический пессимизм Философия науки и идеальные типы
- Типы действия и формы легитимации
- Протестантизм и капитализм
- Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
- Парсонс — действие и функция
- Эмоции — эмоциональная нейтральность1
- Универсализм — партикуляризм
- Ориентация на себя — ориентация на коллектив
- Предопределенное — достигнутое
- Глава 28. Новые успехи естествознания Эйнштейн и современная физика
- Глава 29. Обзор современной философии
- Логический позитивизм
- Поппер и «критический рационализм»
- Витгенштейн — философия как практика
- Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр
- Ролз — справедливость и права человека
- Глава 30. Современность и кризис Критика современности
- Хайдеггер и поэтическое
- Аренд и vita active
- Гадамер и герменевтическая традиция
- Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика
- Хабермас и аргументация