Поппер и «критический рационализм»
Мы уже говорили о невозможности полной верификации общих утверждений, полученных с помощью индукции (см. Гл. 7). Мы действительно никогда не сможем верифицировать общее ут-
-------------------------------------------
1 См., например, K-O.Apel. «Scientism or Transcendental Hermeneutics?» — In Towards a Transformation of Philosophy. — London, 1980. — P. 93 ff.
-709-
верждение «все лебеди белые», так как новые наблюдения белых лебедей будут только добавляться к принципиально конечному числу подтвержденных наблюдений. Ведь общее утверждение относится к бесконечному числу случаев («все лебеди...»). С другой стороны, единичное наблюдение черного (не белого) лебедя фальсифицирует это утверждение.
Такие же аргументы могут быть выдвинуты против научных утверждений вида «сила равна произведению массы на ускорение».
Подобные рассуждения привели к переформулировке критериев эпистемической осмысленности утверждений. Требование их верифицируемое™ было заменено на требование фальсифицируемоспш. Итак, чтобы утверждение было эпистемически осмысленным (= научным), оно должно быть принципиально фальсифицируемым.
Эта переформулировка заняла центральное место в концепции Карла Поппера (Karl Popper, 1902—1994). Важно подчеркнуть, что мы говорим о принципиальной фальсифицируемости утверждений. Вопрос об их действительной фальсификации зависит в любой данный момент времени от существующих технологических возможностей. Так, для фальсификации утверждения о температуре на обратной стороне Луны или в ее центре требуются определенные технические средства. В отличие от прошлого сегодня мы можем фальсифицировать утверждения о температуре на обратной стороне Луны. Но и сейчас мы не в состоянии (насколько нам известно) фальсифицировать утверждения о температуре в ее центре. Однако, в принципе, располагая в будущем более совершенными техническими средствами, мы сможем сделать это. Поэтому утверждение «температура в центре Луны равна х градусам по Цельсию» является познавательно осмысленным, так как оно принципиально фальсифицируемо.
Но что можно сказать об утверждении «температура на поверхности Земли после того как умрут все люди, будет в среднем равна у градусам по Цельсию»? Это утверждение, в принципе, не является фальсифицируемым, так как не будет ни одного живого человека, который бы его фальсифицировал (мы предполагаем здесь, что никакие другие существа не займут место человека). Является ли это утверждение эпистемически бессмысленным и, следовательно, ненаучным? Вероятнее всего, ученые противились бы такому выводу. Вряд ли они думают, что такие утверждения являются бессмысленными и ненаучными.
Все это показывает, насколько проблематично отождествлять различие между принципиально фальсифицируемыми и принци-
-710-
пиально нефальсифицируемыми утверждениями с различиями как между познавательно значимыми и познавательно бессмысленными утверждениями, так и между наукой и ненаукой.
Работа Поппера Логика научного открытия (Logik der Forschung, 1934 — русский перевод этой работы за исключением 8 и 9 глав см. К.Поппер. Логика и рост научного знания. Избранные работы, -М., 1983 — В.К.) является классикой философии науки. Она находится в тесной, но критической связи с логическим эмпирицизмом и следует восходящей к Локку эмпирической установке. Согласно этой установке, для обеспечения роста знания требуются ясные формулировки и наилучшие из возможных эмпирические проверки наших утверждений1. Для обозначения своей теории Поппер использовал термин критический рационализм.
Поппер приводит следующий аргумент против индуктивного метода. У нас нет законных оснований для вывода общих утверждений (универсальных гипотез и теорий) о всех событиях из сингулярных утверждений, то есть из основанных на наблюдениях и экспериментах описаниях отдельных событий. Независимо от того, сколько белых лебедей мы наблюдали, у нас нет права на вывод, что все лебеди белые (ср. с точкой зрения Юма на индукцию).
В таком случае, как можно обосновать общие утверждения, подобные гипотезам и законам? Ответ Поппера таков: с помощью дедуктивного метода проверки, согласно которому после выдвижения гипотезы прежде всего проверяются эмпирически ее следствия. При этом вопрос о том, как мы формулируем универсальные утверждения, гипотезы, должен быть отделен от вопроса об их обосновании или проверке. Вопрос о том, как мы приходим к выдвижению гипотез, -- это психологический вопрос, который может быть исследован эмпирическим путем. Вопрос же о том, как мы обосновываем имеющуюся гипотезу, -- это логический или методологический вопрос, на который нельзя ответить с помощью эмпирического исследования, поскольку оно уже предполагает свою обоснованность. Итак, мы приходим к фундаментальному различию между фактическими проблемами, решение которых относится к компетенции эмпирических наук, и проблема-
-----------------------------------------------------------
1 «Все сказанное можно суммировать в следующем утверждении: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость». К.Поппер. Предположения и опровержения. Рост научного знания. Перевод Л.Блинникова, В.Брюшинкина, Э.Наппельбаума и А.Никифорова. -В кн. К.Поппер. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 245.
-711-
ми обоснования или общезначимости (problems of justification or validity), которые должны быть разъяснены с помощью логики исследования.
Как же мы проверяем выдвинутые гипотезы? Мы выводим (дедуцируем) из гипотез сингулярные утверждения, которые затем с помощью эмпирической проверки верифицируем или фальсифицируем соответственно тому, отвечают они или нет утверждениям наблюдения и эксперимента. Дедуцированные сингулярные утверждения говорят, что должно случиться при заданных условиях. Утверждение будет истинным, если то, что оно говорит, имеет место. Если этого не происходит, утверждение оказывается ложным. В первом случае гипотеза выдержала конкретную проверку. Однако эта проверка связана только с одной из бесконечного числа возможных ситуаций, характеризующихся применяемыми процессами вывода и используемыми средствами и методами. Следовательно, мы не можем быть уверенными в универсальной истинности гипотезы, то есть в том, что ее подтвердит любая проверка. Но если результат конкретной проверки отрицателен, то доказано, что гипотеза является ложной.
Итак, между тем, что следует из эмпирически подтвержденной гипотезы, и тем, что следует из эмпирически не подтвержденной гипотезы, существует асимметричное отношение. Если одно из следствий гипотезы оказывается подтвержденным, то мы не знаем, является ли она истинной. Если же одно такое следствие оказывается не подтвержденным, то мы знаем, что гипотеза является ложной.
Следовательно, подлинная проверка гипотезы заключается в ее фальсификации, а не верификации, которая оказывается принципиально недостижимой. Из этого вытекает, что наилучший способ испытания гипотезы заключается не в проведении множества ее «тонких» проверок, а в том, чтобы найти проверки, которые гипотезе было бы труднее всего выдержать.
Когда гипотеза выдерживает такое испытание, мы можем временно рассматривать ее в качестве подтвержденной. Но этот результат всегда открыт для дальнейшей фальсификации.
Кроме того, чтобы другие ученые смогли без труда увидеть слабые места в нашей аргументации, очень важно ясно и доступно описывать и публиковать всю информацию, относящуюся к ги-потезе и ее проверке.
Логические позитивисты придавали особое значение проблеме четкой демаркации науки и метафизики. Они определяли ее в плане
-712-
различия между тем, что является верифицируемым, и тем, что не является таковым, то есть различия между эпистемически осмысленным и эпистемически бессмысленным. Характерным для Поп-пера было отрицание того, что научные гипотезы и теории являются верифицируемыми. По его мнению, критерием научности утверждений является их фальсифицируемостъ, а не верифицируемость.
Поппер также занимался различием науки и метафизики (см. историю дискуссий по поводу этого различия от Локка через Юма к Канту). Оно усматривалось им опять-таки в различии между эмпирически фальсифицируемым и нефальсифицируемым. В той мере, в какой теория не фальсифицируема, она не является научной. Вместе с тем Поппер не утверждает, что это различие является различием между эпистемически осмысленным и эпистемически бессмысленным. В этом моменте он не разделяет позитивистскую точку зрения.
Но каков логический статус его критерия демаркации? Откуда нам известна его истинность? Поппер отвечает, что этот критерий является в конечном счете конвенциональным предположением, которое мы решаем принять и которое не может быть рационально аргументировано. Итак, Поппер придерживается определенной формы децизионизма. Раз невозможно обязывающее рациональное рассмотрение критерия демаркации, то мы должны решить, принимать его или нет.
Но в то же самое время Поппер добавляет (в сноске), «что между сторонами, заинтересованными в обнаружении истины и готовыми прислушиваться к аргументам друг друга, всегда возможна рациональная дискуссия»1.
С герменевтической точки зрения, можно возразить, что не имеет смысла говорить, будто мы в состоянии сделать выбор в пользу рациональности, понимаемой в качестве нашей заинтересованности s истине. Ведь сам акт выбора уже предполагает, что мы в этом смысле являемся рациональными.
Отметим некоторую неоднозначность позиции Поппера в отношении выбора. То, о чем он говорит вэтой сноске (многие добавили бы; то, что он делает и на практике, и в своих страстных публикациях на социально-философские темы), свидетельствует о том, что сам он выходит за рамки децизионизма, который он приписывает себе.
Используя термин «критический рационализм» в отношении своей позиции, Поппер делает ударение на то, что он полагаетс
------------------------------------------------------
1 К.Поппер. Логика научного открытия. Перевод Л.Блинникова, В.Брюшин-кина, Э.Наплельбаума и А.Никифорова, — В кн. К.Поппер. Логика и рост научного знания. - М., 1983.-С. 59.
-713-
на рациональное обсуждение, на разум в его научном и практическом измерении. Для него обсуждение — это открытая и свободная проверочная деятельность, в которой оппоненты принимают участие не для того, чтобы переубедить другого, а для того, чтобы научиться чему-нибудь. Принимая участие в обсуждении, оппоненты ищут возможную фальсификацию отстаиваемых ими утверждений. Каждый участник дискуссии должен быть готов к тому, что правильным может оказаться не его утверждение, а утверждение оппонента. Участники должны испытывать одинаковое доверие к совместному использованию разума как помощника всех сторон. Для Поппера это и есть рационализм, то есть убеждение в эффективности использования разума в открытых дискуссиях. Критический аспект этого рационализма связан с попытками участников фальсифицировать теории, а также с такой критикой ими правил метода, которая показывает, что они не содействуют получению знания. Итак, можно критиковать философскую позицию без того, чтобы быть способным эмпирически ее фальсифицировать. Поппер относит к подобного рода философским позициям и такой универсальный тезис, как детерминизм.
Но почему мы должны развивать (promote) знание? Этот вопрос также оказывается предметом обсуждения. Но здесь Поппер склонен к децизионизму: критический рационализм, основанный на открытом, совместном использовании разума, опирается на определенный выбор. Этот выбор сам не может быть обоснован с помощью аргументов, базирующихся на критическом использовании разума.
Если фальсифицируемость служит критерием демаркации для науки, то должны существовать сингулярные утверждения, которые могут выступать предпосылками для фальсифицирующих выводов. Дедуцированные сингулярные утверждения не проверяются путем непосредственного сопоставления с реальностью. Они сравниваются с утверждениями наблюдения, то есть с сингулярными утверждениями, говорящими, что дело обстоит так-то и так-то. Но откуда нам известно, что эти утверждения наблюдения (базисные утверждения) истинны? Когда мы имеем непосредственное чувственное переживание (опыт) и выражаем его с помощью сингулярного утверждения вида «сейчас этот дом является зеленым», то, по-видимому, не существует иного способа проверки этого утверждения, как только с помощью другого сингулярного утверждения такого же самого вида. Утверждения о состояниях дел контролируются с помощью новых наблюдений, ко-
-714-
торые опять формулируются как утверждения о состояниях дел. Каким образом мы можем быть уверены в том, что не ошибаемся по поводу этих новых утверждений?
Мы уже затрагивали эту проблему в связи с Декартом. Также было упомянуто в связи с Беркли, что некоторые философы склонны воздерживаться от каких-либо утверждений о внешней реальности и ограничиваться лишь утверждениями о непосредственных переживаниях. Но такое ограничение порождает проблему статуса наших чувственных переживаний, так называемых чувственных данных, действительно, хотя индивид и может говорить, что он уверен в том, что его утверждения о переживаниях являются правильными, так как это его собственные переживания, а не только то, о чем он лишь говорит, цена такой уверенности за это очень велика: при таком ограничении мы лишаемся мира общих для нас объектов.
Как Поппер пытается разрешить эту проблему? Он придерживается прагматического подхода. Если многие люди воспринимают одну и ту же вещь и когда вещь воспроизводится в восприятии как одна и та же снова и снова, то мы получаем объективное основание, в котором нуждаемся. Гарантия, что наши сенсорные восприятия являются общезначимыми, заключается в их проверке на интерсубъективность. Отсюда следует, что воспроизводимое и интерсубъективно доступное — повторяющее себя и общее для нас — может быть содержанием науки в форме утверждений наблюдения.
Но в этом нет абсолютной гарантии. В связи с проверкой утверждений наблюдения возникает регресс ad inflnitum (бесконечный переход от одного такого утверждения к другому), но на практике ни одна проверка не может продолжаться бесконечно. Однако Поппер не утверждает, что все научные утверждения должны быть проверены, он говорит, что все они могут быть проверены.
У Поппера взаимосвязаны не только его методология и его эпистемология. Они оказываются связанными с политической теорией. Чтобы выявить заблуждения, мы должны участвовать в свободных обсуждениях; чтобы участвовать в свободных обсуждениях, мы должны иметь учреждения и традиции, которые делают их возможными, то есть мы должны иметь общество, сформированное согласно научному этосу. Для Поппера это общество является открытым и либеральным. Опираясь на свои взгляды на знание и формирование открытого общества, Поппер принимал активное участие в политических дебатах. В книге Открытое общество u его враги (The Open Society and Its Enemies, 1945) он подвергает критике Платона, Гегеля и Маркса за отсутствие у них заботы об открытом и постепенном, идущим шаг за шагом совершенствовании знания и о либеральности, которую предполагает такое совершенствование.
-715-
Согласно Попперу, эти философы строили свои учения на непрочной основе и в духе своего догматизма выдвинули теорию общества, которое представляет опасность для рационального обсуждения и прогрессивного функционирования знания. Тем самым Поппер защищает требования толерантности и либеральности, а также выступает против идеологической обработки (ин-доктринации) и монополии на истину.
Книга Нищета историцизма (The Poverty of Historicism, 1957) посвящена «памяти бесчисленных жертв фашистской и коммунистической веры в Неумолимые Законы Исторической Судьбы». Аргументация в этой книге направлена против представлений о возможности предсказаний, относящихся к обществу в целом (холистические предсказания). Эту точку зрения он называет истори-цизмом и в предисловии сжато излагает основную линию аргументации против нее.
Она заключается в следующем.
«(1) Значительное воздействие на человеческую историю оказывает развитие человеческого знания. (Истинность этой посылки признают и те, кто видит в наших идеях, в том числе в научных, побочные продукты материального развития).
(2) Рациональные, или научные, способы не позволяют нам предсказать развитие научного знания. Это утверждение доказывается логическим путем (доводы в его пользу приводятся ниже).
(3) Таким образом, ход человеческой истории предсказать невозможно.
(4) Это означает, что теоретическая история невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальная наука, похожая на теоретическую физику. Невозможна теория исторического развития, основываясь на которой можно было бы заниматься историческим предсказанием.
(5) Таким образом, свою главную задачу историцизм формулирует неправильно (см. разделы с 11 по 16) и поэтому он несостоятелен». (К.Поппер. Нищета историцизма. Перевод С.Кудриной. — М., 1993. — С. 4—5.)
Эта линия аргументации, конечно, не отвергает возможности всех видов социальных предсказаний. Напротив, она полностью совместима с возможностью проверки социальных теорий, например экономических теорий, посредством предсказания того, что некоторые события будут иметь место при определенных условиях. Она опровергает только возможность предсказания исторического развития в той степени, в какой оно будет зависеть от роста нашего знания.
Итак, Поппер не отвергает возможности делать предсказания относительно отдельных частных процессов. Напротив, он считает, что мы должны выдвигать гипотезы о будущем, исследовать их следствия и сравнивать следствия с действительными событиями, корректировать на этой основе исходные гипотезы, снова исследовать следствия откорректированных гипотез и т.д. Другими словами, он переносит основные особенности своей философии науки на политическую философию. Результатом является экспе-
-716-
риментирующая (tentative) политика постепенных шагов, своего рода научный реформизм.
Этот подход принципиально нейтрален по отношению к вопросу о том, используется ли он для блага той или иной общественной группы в обществе. Следование ему становится проблемой политического выбора. Для Поппера же существенным является то, что с помощью постепенной социальной инженерии политика становится научной. Он отвергает стремление планировать общественное устройство именно как целостность. Это невыполнимо. Мы не можем изменять все сразу. Те, кто тяготеют к глобальным переменам, становятся не только утопистами, но и обнаруживают склонность к авторитарной власти, так как хотят, чтобы все осуществлялось согласно их планам. Единственно возможный путь состоит в том, чтобы делать все постепенно, шаг за шагом. Причем крайне желательно поступать по-научному и открыто, а именно: мы должны реализовать поставленные цели с помощью проверенных средств и корректировать планы по мере нашего продвижения.
Поппер не отрицает отличия социальных явлений от естественных. Он говорит, что социальные явления в значительно меньшей степени, чем естественные, можно наблюдать будучи свободным от определенных идей о том, что мы наблюдаем. Для него объекты социальной науки являются в значительной степени теоретическими конструкциями. В этой связи он упоминает представления о войне и армии, которые рассматривает как абстрактные понятия. При этом Поппер отмечает, что люди (солдаты), которых убивают, являются конкретными. Наряду с этим Поппер формулирует принцип методологического индивидуализма: «...задача социальной теории состоит в том, чтобы строить социологические модели и анализировать их в дескриптивных или номиналистических терминах, иначе говоря, в терминах индивидов, их установок, ожиданий, отношений и т.д.»1.
Кун — смена парадигм в науке
Критика, направленная против позитивистской концепции верификации универсальных утверждений, кратко может быть сформулирована следующим образом. Пусть «Н» обозначает гипотезу (например, универсальное утверждение вида F = та или «все ле-
----------------------------------------------
К.Поппер. Нищета историцизма. Перевод С.Кудриной. — М., 1993, —С. 157.
-717-
беди белые»), «I» обозначает следствие, то есть одно из утверждений об особом состоянии вещей, которое логически вытекает из гипотезы H (например, «конкретный лебедь, которого мы будем наблюдать в определенном месте в определенное время, будет белым»). Это утверждение (предсказание, выведенное из гипотезы) может затем быть проверено с помощью наблюдения. Если это утверждение подтверждается, мы получаем в символической форме
I
Н
(H влечет I, имеет место I, следовательно Н). Но это не есть общезначимый вывод. Таким образом, Яне верифицируема. Если утверждение относительно наблюдаемого отдельного случая оказалось неправильным, мы получаем :
H > I
-I
-H
(Явлечет /, имеет место не /, следовательно не Я). Этот вывод является общезначимым. Он, следовательно, может фальсифицировать Я. Итак, общие утверждения являются фальсифицируемыми, но не верифицируемыми.
Одно из возражений, которое можно выдвинуть против этой точки зрения, формулируется следующим образом. Утверждения об отдельных случаях являются выводами из гипотезы, рассматриваемой вместе с дополнительными условиями (А). Эти условия, например, включают экспериментальное оборудование. Итак, наша формула приобретает такой вид:
(Н+А)>1 -1
—(Н + А),то есть —Н или ~А
(Н и А влечет /, имеет место не /, следовательно не Я или не А). Это означает, что неподтвержденное следствие (/) не требует отрицания (пересмотра) гипотезы. Оно опровергает гипотезу Я или предпосылки (дополнительные условия) А. Если мы имеем гипотезу, которая оказалась плодотворной в других случаях, и в данное время у нас для нее нет альтернатив, то вряд ли обоснованно ее отклонять. Более разумно попытаться изменить одну или несколько других предпосылок (А).
-718-
Томас Кун (Thomas S. Kьhn, 1927—1996), исходя из предложенного им ucmopико-научного видения научной деятельности, подверг серьезной критике попперовский тезис о фальсификации. Кун пытался показать, что именно его теория наиболее точно описывает то, что фактически делают ученые.
Важными компонентами куновской картины науки являются концепция парадигм и концепция отношений между нормальной наукой и научными революциями. Согласно этой картине, проверяемая гипотеза принадлежит обширной совокупности предположений, многие из которых являются неявными. К их числу относится и исследовательская компетентность, приобретаемая учеными в ходе их подготовки к деятельности в рамках избранной научной дисциплины. (Обучение предмету научной дисциплины связано не только с изучением многих фактов, но и с усвоением способов видения и мышления соответствующего научного сообщества, то есть принятых в нем понятий и норм исследования). Чтобы зафиксировать, что отдельная научная гипотеза включена в определенную обширную совокупность предположений, Кун вводит термин парадигма для обозначения этой совокупности. В ходе исследовательского процесса ученый может в той или иной степени ощущать потребность в размышлении над некоторыми аспектами этой обширной совокупности и даже в их изменении. Такие размышления и проверки, по мнению Куна, знаменуют начало революционного периода развития науки. Ему противостоит период нормального научного исследования, в рамках которого ученый работает со специфическими гипотезами (проблемами), не сомневаясь в используемых предположениях. Так как эта обширная совокупность предположений включает и критерии важности и правильности научного исследования, то, согласно Куну, при сопоставлении двух или более парадигм они оказываются рационально несоизмеримыми. По этой же причине отсутствует нейтральная позиция, с которой мы можем оценивать этот конфликт, и, в конечном счете, характеризовать результат его разрешения как научный прогресс. В противоположность Куну некоторые философы науки утверждают, что существуют определенные универсальные формы компетентности и нормы научного исследования и аргументации, которые не могут быть отклонены или опровергнуты (эти формы и нормы предполагаются самим актом отклонения или опровержения) и которые так или иначе являются частью всех парадигм (см. Хабермас, Гл. 30).
Поскольку Кун оперирует «скачками» между различными парадигмами в науке, то, согласившись с ним, мы уже не можем
-719-
более говорить о научном прогрессе как о линейном и восходящем развитии. Мы можем говорить о росте знания внутри парадигмы, не связывая этот рост с переходом от одной парадигмы к другой. Ведь более высокая нейтральная позиция, с вершины которой мы можем оценить возможный прогресс, отсутствует.
Согласно Куну, также проблематична любая форма взаимопонимания между представителями двух различных парадигм. Ведь сторонники каждой из них, естественно, рассматривают спорный предмет с точки зрения своих предположений, то есть своей парадигмы. В результате коммуникация возможна лишь между учеными, придерживающимися одной и той же парадигмы, а не разных парадигм.
Радикальная интерпретация куновской точки зрения ведет к отрицанию существования нейтрального языка наблюдения. Ведь все данные отмечены конкретной парадигмой. Не существует каких-либо методов, нейтральных по отношению к отдельной парадигме. Следовательно, все критерии релевантности, объективности и истины зависят от конкретной парадигмы. Отсутствуют критерии, которые были бы выше различных парадигм, и ни один из критериев не является общим для всех парадигм.
Если вышесказанное означает, что вопрос об истинности и общезначимости научных утверждений зависит от отдельной парадигмы, то в результате мы сталкиваемся с проблемой релятивизма и скептицизма: истина оказывается относительной. Но это спорная точка зрения. Здесь опять перед нами возникает проблема самоприменимости (самореференции). Если скептическое утверждение об относительности истины считается универсально применимым, то оно также должно быть применимым и к самому себе. Но тогда оно само себя отрицает. И если это утверждение не считается применимым к самому себе, то тогда должно существовать универсальное и не зависимое от парадигм видение, а именно то, которое выражает это утверждение. (См. аналогичные проблемы самореференции в радикальных версиях позитивизма, первы параграф этой главы).
Сам Кун не желал заходить так далеко, но другие философ! науки с аналогичными установками, например, Пауль / Пол Фей-ерабенд (Paul Feyerabend, 1924—1994), явно пошли в направлении релятивизма. Фейерабенд отверг идею универсальных правил научного метода (согласно известному выражению, anything goes -годится все, что подходит). В итоге различие науки и ненауки становится размытым.
-720-
Итак, понятие парадигмы является основным в куновской философии науки. Однако это понятие может истолковываться по-разному. Поэтому следует отметить, что оно имеет несколько базисных значений. Одно носит онтологический характер и связано с предположениями о том, «что существует» (определенный тип онтологии). Второе носит методологический характер и связано с предположениями о нормах «хорошего» исследования (определенный тип методологии). Кроме того, еще одно значение указывает на важность примеров в процессе обучения научной деятельности. В соответствии с последним значением понятие парадигмы имеет отношение и к процессу социализации ученого, то есть его приобщению к определенному научному сообществу, в ходе которого приобретается компетенция в использовании базисных понятий о бытии (онтология) и методов (методология). Этот тип «скрытого» опыта, основанного на практике, играет фундаментальную роль и в философии позднего Витгенштейна. (Ср. также со взглядами Аристотеля на «практически приобретаемую жизненную мудрость»).
- История философии.1996 (Скирбекк г., Гилье н.)
- Оглавление
- Глава 1.
- Глава 28.
- Глава 29.
- Глава 30.
- Введение. Зачем нужно изучать философию?
- Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений Греческий полис: Человек-в-сообществе
- Анаксимандр и Анаксимен
- Гераклит и Парменид
- Примирители: Эмпедокл и Анаксагор
- Демокрит
- Пифагорейцы
- Обзор индийских и китайских учений Предпосылки индийской философии
- Упанишады
- Буддистская философия
- Бхагавадгита
- Конфуций
- Даосистская философия
- Глава 2. Софисты и сократ Софисты
- Органы афинской демократии и способы их избрания
- Глава 2. Софисты и Сократ
- Глава 3. Платон - идеальное государство: образование и вся власть "экспертам"
- Знание и бытие
- Государство и идея добра
- Этическая ответственность искусства
- История философии
- Глава 4. Аристотель - politeia:политика как разумная жизнь в сообществе
- Идея или субстанция - Платон и Аристотель
- Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины
- Аристотель и экологи
- "Праксис" - разумные действия
- Семья Рождение
- Искусство - имитация и катарсис
- Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе
- Глава 5. Поздняя античность Обеспечение личного счастья
- Стоики - обеспечение личного счастья
- Неоплатонизм
- Историография
- Медицина
- Юриспруденция
- Математика
- Физика и химия
- Астрономия
- Филология
- Женщины-ученые в античности
- Глава 6. Средние века Христианство и философия
- Папа и король - два правителя в одном государстве
- Августин
- Августин - вера и разум
- Скептицизм
- Опровержение скептицизма Августином
- Августин как христианский неоплатоник
- Знание и воля
- Геласий и учение о двух властях
- Проблема универсалий
- Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо
- Фома Аквинский - гармония и синтез
- Онтология
- Категории
- Актуальность и потенциальность
- Причины
- Форма и материя
- Душа и тело
- Эпистемологи
- Антропология и моральная философия
- Онтологический аргумент (Ансельм)
- I) Космологический аргумент
- 2) Каузальный аргумент
- 3) Аргумент, основывающийся на необходимости
- 4) Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия
- 5) Телеологический аргумент
- Проблема зла
- Оккам - от синтеза к скептицизму
- Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера
- Университетская традиция
- Арабская философия и наука
- Глава 7. Новое время и возникновение естествознания Экспериментальное математическое естествознание
- Коперник и Кеплер
- Галилей и Ньютон
- Биологические науки
- Механистическая картина мира и связь души и тела
- Человек как субъект
- Глава 8. Ренессанс и реальная политика1 Макиавелли - политика как манипуляции
- Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)
- Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение
- Общество как часовой механизм
- Естественный закон как норма разума
- Учение о движении
- Либеральность и либерализм
- Глава 10. Человек между сомнением и верой Декарт - методическое сомнение и доверие разуму
- Паскаль - доводы разума и доводы сердца
- Вико - история как модель
- Глава 11. Спиноза - рационализм и система Субстанция и атрибуты
- Необходимость и свобода
- Глава 12. Локк - просвещение и равенство
- Эпистемология и критика познания *
- Политическая теория - индивид и его права
- Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония
- Цель и причина - новый синтез
- Лучший из всех возможных миров
- Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма
- Субстанции - нет, Богу - да!
- Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика Эмпирицистская критика. Представление о причинности
- Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"
- Глава 16. Просвещение - разум и прогресс Наука и модернизация
- Гражданское благосостояние
- Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды
- Смит - экономический либерализм
- Руссо - реакция против философий Просвещени
- Берк - консервативная реакции
- Глава 17. Либерализм и утилитаризм Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа
- Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии
- Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали
- Кантонская политическая теория
- Суждение - телеология и эстетика
- Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
- Гердер и историцизм
- Шлейермахер и герменевтика
- Историческая школа - Савиньи и Ранке
- Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук
- Распад исторической школы
- Глава 20. Гегель - история и диалектика
- Рефлексия, диалектика, опыт
- Господин и раб - борьба за признавании социальную идентичность
- Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным
- Капитализм, бюрократия и государство
- Критика взглядов Гегеля
- Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба
- Диалектика и отчуждение
- Маркс: Религиозный уровень Политические и социальные уровни Экономический уровень
- "Материализм"
- Исторический материализм
- Прибавочная стоимость и эксплуатация
- Производительные силы и производственные отношения
- Критика взглядов Маркса
- Энгельс - семья с марксистской точки зрения
- Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония
- Непосредственная и экзистенциальная коммуникации
- Три стадии жизненного пути
- Назидательная интерпретаци
- Синтезирующая интерпретация
- Иронически-рефлексивная интерпретация
- Субъективность есть истина
- Демократия как демагогия
- Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека
- Естественный отбор и происхождение человека
- Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор
- Глава 24. Ницше и прагматизм
- "Бог умер" - европейский нигилизм
- Критика метафизики и христианства
- Моральная философия
- Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение
- Эпистемология
- Американский прагматизм (Пирс)
- Глава 25. Социализм и фашизм Коммунизм. Ленин: партия и государство
- Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм
- Социализм - экономическая и политическая власть
- Анархизм и синдикализм
- Глава 25. Социализм и фашизм
- Фашизм - национализм и порядок
- Фашизм — кризис и действие
- Фашизм и экономика
- Фашизм и расизм
- Глава 26. Фрейд и психоанализ
- Психоанализ и новое понимание человека
- Сновидения как ворота к подсознанию
- Фрейдовское учение о сексуальности
- Ментальный аппарат
- Вытесненная культура и чувство вины
- Психоанализ и философия науки
- Глава 27. Развитие общественных наук Предпосылки
- Конт — «верховный жрец» социологии
- Токвиль — американская демократия
- Теннис — общность и общество
- Зиммель — социальная ткань
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- Вебер — рациональность и героический пессимизм Философия науки и идеальные типы
- Типы действия и формы легитимации
- Протестантизм и капитализм
- Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
- Парсонс — действие и функция
- Эмоции — эмоциональная нейтральность1
- Универсализм — партикуляризм
- Ориентация на себя — ориентация на коллектив
- Предопределенное — достигнутое
- Глава 28. Новые успехи естествознания Эйнштейн и современная физика
- Глава 29. Обзор современной философии
- Логический позитивизм
- Поппер и «критический рационализм»
- Витгенштейн — философия как практика
- Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр
- Ролз — справедливость и права человека
- Глава 30. Современность и кризис Критика современности
- Хайдеггер и поэтическое
- Аренд и vita active
- Гадамер и герменевтическая традиция
- Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика
- Хабермас и аргументация