logo

Хабермас и аргументация

Для герменевтической традиции (например, Гадамер) и для критической деконструкции (например, Деррида, Фуко, Рорти) общим является то, что они начинают с языка как текста. Поэтому эти направления тесно связаны со сравнительным литературоведением, историческими исследованиями, теологией и юриспруденцией. Хабермас (как и вся Франкфуртская школа) более тесно привязан к социальным наукам и начинает с языка как «речевого акта». Для него понятие действия (акта) имеет приоритет перед понятием текста.

----------------------------------------

1 См., например, R.Bernstein. The New Constellation. — Cambridge, 1991. -Pp. 258-292.

2 См., например, критику взглядов Рорти в Т.McCarthy. Ideals and Illusions. —Cambridge, MA, 1991. Pp. 11—42 (См. там же критический разбор позиций Фуко, Pp. 43-82, и Деррида, Pp. 83-123).

3 Здесь мы можем спросить: не имеет ли иногда литературное произведение определенную политическую значимость, независимо от того, нравится оно нам или нет?

-775-

Почвой, на которой вырос Хабермас, была Франкфуртская школа. Однако он порывает с тотальной критикой и пессимизмом, характерными для ее первых представителей (Адорно, Хор-кхаймер). Этот разрыв связан с хабермасовским разграничением разных «когнитивных интересов» (Erkenntnisinteressen).

Человек зависит от своей способности использовать природу для удовлетворения своих жизненных потребностей. В связи с расширением инструментальных средств трудовой деятельности происходит развитие объясняющей науки и причинно-управляемой технологии. В этом состоит технический когнитивный интерес, предполагающий контроль окружающей среды.

Одновременно люди зависят и от своих совместных действий, и от коммуникативного взаимодействия. Взаимодействие, внутренне связанное с языком, и понимание, его обеспечивающее (interactive understanding), развивают далее так называемые герменевтические науки — от социальной антропологии до истории. В этом состоит практический когнитивный интерес*, заключающийся в углублении взаимного интерсубъективного понимания у людей.

Наконец, человек испытывает потребность в освобождении себя от идеологических пут с помощью критической рефлексии, например, психоанализа. Это — эмансипационный когнитивный интерес, заключающийся в освобождении от объективных сил и условий искаженной коммуникации.

В отношениях с природой командует наша рациональность. Так должно быть в силу неизбежного характера технического когнитивного интереса. Хабермас не усматривает в этом ничего заслуживающего порицания. Именно так и должно быть в той сфере, к которой принадлежит этот тип интереса.

Но, согласно Хабермасу, существует также форма познания и рациональности, которая не нацелена на управление и господство. Она основывается на практическом когнитивном интересе.

Важно, что Хабермас не оперирует понятием, общим для всех видов рациональности, которую он затем интерпретирует как репрессивную и контролирующую. Когда дело касается человека и межличностных отношений, то мы можем выбирать между использованием либо технического когнитивного интереса, либо практического когнитивного интереса. Вместо ракурса обязательности

--------------------------------------------------

1 Здесь термин «практический» употребляется в том значении, в котором семиотики говорят о «прагматическом аспекте» знаковой коммуникации в отличие от семантического и синтаксического подходов. — С. К.

-776-

по отношению ко всей рациональности мы приходим (на социальном уровне) к важной задаче установления разумного баланса между «техническим» и «практическим», между управлением (контролем) и пониманием.

Этому социальному уровню свойственен также эмансипационный когнитивный интерес, который важен в борьбе против овеществления и внутреннего подавления личности.

Иначе говоря, по отношению к природе действителен только один технический когнитивный интерес, который является объясняющим и управляющим. По отношению к обществу важны все три когнитивных интереса. Соответственно, разворачивается борьба за достижение правильного баланса между, с одной стороны, техническим, и, с другой — практическим и эмансипационным интересами.

Методологически это означает, что по отношению к природе, по мнению Хабермаса, мы можем проводить только гипотетико-дедуктивные исследования, завершающиеся причинными объяснениями. Социальные же явления мы можем изучать и гипотети-ко-дедуктивным и герменевтическим методами (понимающая социология). С историко-критической точки зрения, это означает, что Хабермас пытается показать существование особого типа рациональности, сущность которого состоит не в управлении, а во взаимном понимании.

Не вникая в связанные с этим разграничением философские проблемы, кратко укажем, что представляется важным для точки зрения Хабермаса. Когда человек ведет себя асоциальным образом, мы можем попытаться объяснить это физиологическими или психологическими причинами и на основе наших знаний о причинных связях попытаться «вылечить» человека. Тем самым этот человек становится для нас «объектом». Мы можем «управлять» этой объективированной личностью благодаря нашему постижению. Или мы можем рассматривать человека как здорового и разумного и тем самым отвечающего за свои поступки. В последнем случае мы пытаемся обнаружить основания, которые мог иметь этот человек для своего поведения. Возможно, он имел для этого серьезные основания, которые мы еще не выяснили, или, возможно, он просто заслуживает порицания, и мы должны потребовать от него поступать в соответствии с моральными требованиями. В-ряде ситуаций мы можем использовать оба подхода (в случае неврозов и алкоголизма). Но иногда очевидно, что поведение человека причинно обусловлено (например, после приема нар-

-777-

котиков) или что человек нормален и ответственен. Последнее, например, имеет место во время экзамена, когда экзаменатор интересуется не причинами, которые заставляют экзаменуемого говорить то, что он говорит, а скорее основаниями, которыми обладает экзаменуемый для своих ответов.

Здесь проводится различие между сказанным в силу причин (causes) и сказанным благодаря основаниям (reasons). Основания могут быть поняты, расширены, оспорены или подтверждены. Если мы хотим понять и проверить эйнштейновскую теорию относительности, то мы рассматриваем ее именно с точки зрения того, имеются ли хорошие основания для принятия общезначимости этой теории. Но, конечно, факт создания Эйнштейном этой теории имел свои причины. Мы можем, например, интересоваться психологическими причинами, приведшими Эйнштейна к выдвижению его теории. Подобные причины интересны во многих контекстах, но не по отношению к вопросу об общезначимости этой теории. Даже если Эйнштейн создал теорию относительности в силу скрытых фрейдистских комплексов, может быть так, что она все равно общезначима! Ответ на вопрос о ее правильности определяется специальным исследованием, а не изучением детства и личной жизни Эйнштейна.

Итак, выглядит правдоподобным, что мы оперируем двумя установками по отношению друг к другу (и к самим себе). Верно также, что мы можем иметь менее свободное и более контролируемое общество, когда тенденция к причинным объяснениям становится чрезмерной (терапевтическое общество). Но может быть и так, что мы продолжаем искать основания там, где мы должны, скорее всего, искать причины, и таким образом прибегаем к моральным увещеваниям в ситуациях, когда более подходящим было бы лечение (такое поведение характеризует слишком морализирующее общество). Почему человек (алкоголик) пьет? (И почему жена бьет его?) На каждый из таких вопросов возможны два вида ответов.

Хабермас пытается показать, что на протяжении истории различные дифференциации приводили к фундаментальному противоречию между двумя сферами, которые он называет системой и жизненным миром1.

Мы можем сказать, что система охватывает экономическую и политическую области. В системе прогресс осуществляется в фор-

-------------------------------------------------

1 См. J. Habermas. Theory of Communicative Acts. — Boston, 1987.

-778-

ме возрастания значения научных и технических знаний. Следовательно, здесь мы имеем рационализацию в смысле приближения к рациональности, а именно к знанию того, какие средства ведут к каким результатам (инструментально-целевая рациональность).

Но Хабермас отмечает, что это еще не все. Вместе с развитием экономических и политических институтов и соответствующих процессов обучения происходит также углубление нашей компетенции относительно «жизненного мира» в форме более продвинутой «коммуникативной рациональности». Эта дифференциация между системой и социально-культурным жизненным миром влечет за собой то, что, кратко говоря, мы овладеваем некоторыми фундаментальными дистинкциями. Мы более не наказываем море плетями, когда нам не нравится его «поведение» (как это приказал сделать персидский царь Ксеркс, Xerxes, ок. 519—465 до Р.Х.). Мы уже научились проводить различие между природой и обществом, между вещами, на которые мы можем влиять только при наличии постижения их причинных взаимосвязей, и вещами, с которыми мы можем общаться и которые можем упрекать. Мы овладели этой дистинкцией и в определенном смысле находимся на более высокой стадии развития, чем те, кто еще не овладел ею. Сегодня мы исходим из того, что человек, всерьез «наказывающий» море, является душевнобольным.

Более того, мы ожидаем, что взрослые люди, находящиеся в здравом уме, научились владеть различением истины и лжи, пониманием того, что имеет место, а что — нет. Конечно, все мы иногда ошибаемся в отношении этого различия. И конечно, мы не все одинаково хорошо умеем говорить о нем. Но все мы по достижению определенного возраста можем практически использовать это различие. Что-либо иное было бы расценено в качестве психопатологического феномена, который смешивает действительность и фантазию. Кроме того, мы отличаем морально правильное от морально неправильного. Человек, который, попросту говоря, не знает, что является уместным в различных ситуациях, будет чужаком в «жизненном мире». Наконец, мы можем различать между подлинным выражением того, что мы чувствуем и думаем, и симуляцией.

При возникновении неопределенности и расхождений относительно вопросов о том, что истинно и что ложно, прогресс в сфере «коммуникативной компетентности» развивает способность к их тематизации и обсуждению. Вместо поисков ответов в рамках традиции и канонических трудов мы научаемся аргументировать.

-779-

При рассмотрении вопроса об истине нам следует опираться на различные формы исследования и дискуссии. Когда же дело касается нормативных вопросов, то, согласно Хабермасу, они связаны и с поиском приемлемого соглашения между заинтересованными сторонами. Если стороны приходят к добровольному соглашению в результате открытого и делового обсуждения, то ответ считается нормативно правильным. Итак, Хабермас полагает, что в нашей культуре взрослые индивиды, в принципе, способны принимать решения по основным нормативным вопросам с помощью воздействующей на них аргументации. Это утверждение является версией точки зрения, предполагающей как существование общезначимых ответов на нормативные вопросы, так и нашу принципиальную способность получить такие ответы с помощью дискурсивного использования нашего разума.

Согласно Хабермасу, этот аргумент направлен как против этического релятивизма, так и против этического догматизма. Дедуктивные доказательства здесь исключаются потому, что ведут либо к логическому кругу, либо к бесконечному регрессу, либо к произвольно выбранному моменту прерывания рассуждений. Не рассчитывает он и на интуитивно ясные или очевидные фундаментальные нормативные истины, ведь в этой сфере мы слишком долго экспериментировали с различными противоречащими друг другу метафизическими и теологическими ответами

Хабермас не считает, что свободные и разумные субъекты могут разрешать такие вопросы в тихом уединении. Мы нуждаемся друг в друге для того чтобы понять, что наша точка зрения лишь одна среди многих, и чтобы нам стали известны наши бессознательные заблуждения, которые можно было бы исправить. Нам потому нужны другие люди, что мы нуждаемся в теоретическом и нормативном плюралистическом разуме для обсуждения имеющихся концептуальных рамок и сопоставления различных направленных друг против друга аргументов.

Здесь мы встречаемся с интерсубъективной и «процедурной» рациональностью. Она интерсубъективна, потому что дискуссия является критически важной для ее существования. Она процедурна, потому что в роли ее «конечного основания» выступают не специфические тезисы или точки зрения, а сам процесс аргументации, который мы продолжаем объективно и вопрошающе. Специфическая точка зрения, которую мы в определенный момент времени рассматриваем в качестве истинной или правильной, может позже оказаться сомнительной. Но для нас, как ошибающих-

-780-

ся существ, единственный имеющийся в нашем распоряжении выход состоит в том, чтобы признавать наши ошибки и двигаться вперед. Поэтому такой процедурный подход является конечным основанием для данного типа рациональности.

В этой связи Хабермас, подобно Апелю, подчеркивает, что существуют определенные неизбежные условия, которые предоставляют нам возможность аргументировать. В качестве участников серьезной аргументации мы должны быть способными следовать за аргументами и желать подчиняться «силе лучшего аргумента». Кроме того, мы должны взаимно признавать друг друга в качестве и разумных, и ошибающихся индивидов. Мы должны быть достаточно разумными, чтобы обнаружить способность следовать за аргументами, и ошибающимися так, чтобы мы могли учиться на ошибках. Всезнающий индивид [оракул — С.Б.] может поучать, но не может аргументировать. Для него не существует ничего, что можно было бы обсуждать.

В этом взаимном признании существует определенный нормативный элемент: равноправие участников. Отсюда вытекает ограничение на эгоцентристские и этноцентристские ответы.

Кроме того, следует учесть требование универсализации, так как общезначимые аргументы имеют силу для каждого. Аргумент не является личной принадлежностью индивида, подобно IQ (коэффициенту интеллекта -- В.К.) или цвету глаз. Аргументы не являются имеющими силу для одних индивидов и не имеющими ее для других. Понятие реального аргумента означает, что аргумент общезначим, то есть имеет силу для всех случаев одного и того же вида1.

Эта концепция рациональности является смелой в том смысле, что она претендует на охват фундаментальных нормативных вопросов. Но в то же время она и осторожна, так как подчеркивает, что мы имеем дело с подверженным ошибкам процессом. В его рамках мы можем непрерывно стремиться с помощью исследований и обсуждений к улучшению наших представлений, но нам никогда не гарантировано обладание конечной истиной.

Эта концепция рациональности выступает против децизиониз-ма, который можно найти у Поппера, Вебера и Сартра. Просвещенная и публичная дискуссия, в которой участвуют разумные индивиды, -- вот ответ Хабермаса. Согласно ему, все, чем мы располагаем, — это такой подверженный ошибкам процесс. Альтер-

-----------------------------------------------------------

1 См. G.Skirbekk. Rationality and Modernity. — Oslo, 1993.

-781-

нативой является или обращение к фундаментальным метафизическим истинам, которые мы больше не трактуем как заслуживающие доверия, или к рационально не обоснованному решению. Во многом ответ Хабермаса является умеренным. Но он также проблематичен в плане и практической выполнимости, и дальнейшего философского обсуждения. Но трудно отрицать его теоретическую убедительность. Несогласные с этим ответом должны аргументировать против него, но при этом сами заманиваются в ловушку тем, что хотят опровергнуть. Если противник этого ответа не приводит против него доводы, то он не принимает участия в критике. Но если оппонент действительно приводит доводы против этого ответа, то он находится в аргументативной ситуации с встроенными в нее требованиями просвещенного обсуждения и взаимного признания участвующих сторон. Несогласные с ответом должны продемонстрировать, что они обладают лучшими аргументами, чем Хабермас. Это своего рода «магическое кольцо» аргументирующего разума! Итак, аргументирующий разум является нашей неизбежной судьбой. Она не в том, что мы должны или обязаны заниматься бесполезным дискутированием. Она в том, что в ситуациях фундаментальной неопределенности или расхождения мы ссылаемся на такую процедурную и рефлексивную рациональность в качестве последней инстанции. Согласно Хабермасу, в этом состоит основная особенность современности. Современность характеризуется не только дифференциацией и разногласиями, но и единением вокруг одного разума, который конституируется не содержательно, а процедурно. Итак, Хабермас является наследником Просвещения, хотя он и освободился от наивного оптимизма этой эпохи.

Указатель имен

А Аль-Газали

Al-Ghazali

Абеляр, Петр Abelard, Peter 218/248 252, 253 Аль-Газен, см. Ибн аль-Хайсан

Августин Блаженный Augustine, Saint Аль-Кинди Al-Kindi "MS

88, 183-188, 195-204, 217, 219, 245

223, 227, 230, 240, 242, 735, 758 Аль-Хорезми

Аверроэс, см. Ибн Рушд Al-Khwarizmi 251

Авиценна, см. Ибн Сина Альтузий, Иоганн

Адлер, Альфред Althusius, Johannes

Adler, Alfred 273 292

640 А ТТ Альтюссер, Луи

Адорно, Теодор В. Althusser, Louis

Adorno, Theodor W. 531

657, 703, 754, 758, 776 t Амброзии

Айер, Алфред Ayer, Alfred 352, 375, 705, 707 Ambrose 183, 531 Анаксагор Anaxagoras

Александр Великий / 36-38, 42, 75

Македонский Анаксимандр

Alexander the Great Anaximander

22, 44, 115 29-31, 42, 47, 75

Альберт Великий Albertus Magnus 209, 213, 218 Анаксимен Anaximenes 29, 30, 42, 75

Альберт, Ханс Ансельм Кентерберийский

Albert, Hans Anselm of Canterbury

192 217, 231, 232

783

Анскомб, Элизабет Anscombe, Elizabeth

725

Антоновский, Ю. 585, 590

Апель, Карл-Отто Аре], Karl-Otto

192, 348, 487, 676, 709, 781 Аренд / Аревдт, Ханна Arendt, Hannah

134, 610, 617, 752, 754, 758—764 Арзаканян, Ц. 324

Аристарх Aristarchus

175, 267

Аристотель Aristotles

15, 21-23, 29, 40, 37, 60, 75, 76, 104, 111, 115—130, 132— 152,155, 162, 163, 171, 172, 174-176, 178, 187, 209-214, 219-222, 228, 229, 242, 250, 252, 253, 258, 260, 264, 266, 280, 283, 286, 291, 301, ЗО4, 305, 306, 313, 336, 400, 414, 434, 447, 470, 472, 494,503, 517, 531, 533, 558, 570, 662, 726, 763 ар-Рази ar-Razi 251

ар-Рашид, Харун ar-Rashid, Harun 250

Архимед

173, 174

Б

Бальмонт, К. 51

Бакунин, Михаил Bakunin, Mikhail 606 Барышникова, Г. 623

784

Баховен, Иоганн Якоб Bachofen, Johann Jakob 552

Бейнс Baynes, К.

773

Бек, Л. Beck, L.

476

Беккер Becker, С. 395

Беккер, В. Becker, W.

542

Беда Достопочтенный Bede the Venerable 245

Беккариа, Чезаре Beccaria, Cesare

426, 461

Бентам, Иеремия Bentham, Jeremy

134, 157, 171, 390, 396, 397, 406-408, 426-432, 438, 461, 645 Бенхабиб, Шийла Benhabib, Seyla

109, 743-745 Беньямин, Вальтер Benjamin, Walter 758

Берк, Эдмунд

Burke, Edmund

318, 360, 391, 410, 413, 417-420, 422-425, 484, 752, 753.

Беркер

Barker, Е. 104

Беркли, Джордж

Berkeley, George

257, 262, 351—353, 369-377, 379, 380, 683, 715, 731, 732

Берлин, Исай

Berlin, Isaiah 330

Бернал, Джон Bernal, John

257

Указатель имен

Бернстайн, Ричард. Bernstein, Richard.

775

Бернштейн, Эдуард Bernstein, Eduard 599, 603, 604

Бисмарк, Отто фон Bismarck, Otto von 425

Браге, Тихо Brahe, Tycho 269

Брандес, Георг Brandes, Georg 581

Браун, Вернер фон Braun, W'ernher von 668

Блинников, Л. 711, 713 Бруно, Джордано Bruno, Giordano

Блок, Марк 258

Bloch, Marc AQ"? Брюшинкин, В.

Vyo 711, 713

Будда / Сиддхарта Гаутама Buddha / Siddhartha Gautama 49, 50-53, 55

Бургин, Марк 279

Блох, Эрнст Bloch, Ernst 658

Блуменберг, Ханс Blutnenberg, Hans 688

Бухарин, Николай Buckarin, Nikolay

537

Бэкон, Фрэнсис Bacon, Francis

260, 262-265, 272

Бэкон, Роджер Bacon, Roger

209, 248, 253

Бовуар, Симона де Beauvoir, Simone de

553, 735, 737, 739-742, 744, 745

Бойль, Роберт Boyle, Robert 443

Болер, Дитрих Bonier, Ditrich 192

В

Бональд, Луи Габриель Амбруаз Bonald, Louis Gabriel Ambroise de 418, 484, 646

Вагнер, Рихард Wagner, Richard 581, 590

Валцер Walzer, M.

742

Ван Гог, Винсент Gogh, Vincent van

734

Вартофский, М.

Wartofsky, M. 139

Вебб, Сидней Webb, Sidney 603

Бор, Нильс Bohr, Niels 685, 686 .., Борджа, Чезаре

Borgia, Cesare 589, 590

Ботвинник, М. 89

Боттомор Bottomore, T. 540

Бохманн Bohmann, J.

773

785

Указатель имен

Вебер, Макс

Weber, Max

16, 144, 328, 397, 428, 437, 486, 637, 638, 645, 654, 656, 662-677, 744, 732, 765, 781

Ведберг, А.

Wedberg, A. 354

Везалий, Андреас Vesalius, Andreas 274

Вергеланн, Хенрик Wergeland, Henrik 94

Вник, Халфдан Wiik, Halfdan

Вико, Джамбаттиста Vico, Giambattista

324—331, 475, 488, 645 Вильгельм Оранский William of Orange

344

Витгенштейн, Людвиг

Wittgenstein, Ludwig

16, 17, 134, 311, 355, 472, 558, 703, 721, 723, 726-729, 735, 768, 773

Виттон, P.

Witton, R. 650

Волф, С. Wolf, S.

742

Вольтер, Франсуа Мари Аруэ Voltaire, Framois Marie Arouet

377, 393, 410, 411, 646 Вригт, Георг Wright, Georg von

281

Вюллэр ЕгиельА.

Wyller, Egil A. 118

Гадамер, Ханс Георг Gadamer, Hans-Georg

752, 754, 764-767, 769, 770,

773, 775

786

Гайденко, П. 676

Гален Galen

170, 171, 248, 251, 273

Галилей, Галилео Galilei, Galileo

126, 130, 270, 279, 295,

Гаман, Иоганн Георг Hamann, Johann Georg 476

Гамсун, Кнут

Hamsun, Knut

581, 759

Ганди, Махатма / Мохандас Gandhi, Mahatma 54

Гарборг, Арне

Garborg, Arne

581, 736

Гарвей / Харви, Уильям Harvey, William 273, 274

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Hegel, Georg Wilhelm Friedrich 15, 17, 32, 133, 138, 311, 330, 331, 355, 360, 391, 413, 415, 435, 445, 454, 468, 481, 484, 485, 494-523, 553, 555, 574, 617, 618, 638, 645, 660, 662, 704, 715, 735, 737-739, 769, 770

Гегесий

Hegesias 157, 160

Гейзенберг, Вернер Heisenberg, Werner 685, 686

Геласий I Gelasius I

182, 204, 206, 208, 217, 242

Гельвеции, Клод Адриан Helvetius, Claude Adrien

396, 397, 401, 402, 426, 461,

Гельмонт, Ян Helmont, Jan / Joannes 251

Указатель имен

Гемпель, Карл Густав 340, 349, 355, 356, 390, 396,

Hempel, Carl Gustav 401, 402, 413, 459, 464, 634,

705 637, 645, 646, 651, 682

Генрих IV Henry ГУ Гобгауз, Леонард Трелоуни Hobhouse, Leonard Trelawny

208 469

Гераклит Голубкин, Ю.

Heraclitus 242

30-36, 42, 57, 58, 75, 158, 166, 585 Голль, Шарль де

Гердер, Иоганн Готфрид фон Gaulle, Charles de

Herder, Johann Gottfried von 416

324, 327, 331, 473, 476-483,

485, 487, 753 Гомер

Homer

Геродот 295, 329-331, 404, 629

Herodotus 22, 168, 169, 645 Гонорий II Honorius of Ausburg

Герофил 208

Herophilus 1 70 274 Горгий

1/U, Z/4 Gorgias

Гессен, С. 65, 66, 75, 188

488 Гоулд

Гете, Иоганн Вольфганг фон Gould, C.

Goethe, Johann Wolfgang von 139

476, 479, 590, 591 Гранберг, А.

Гиббон, Эдуард Granberg, A.

Gibbon, Edward 762

330 Григорий VII

Гиллиген, Кэрол Gregory VII

Gilligan, Carol 208

774 Григорий IX

Гилье, Ниле Gregory IX

Gilje, Nils 209

Ш

\(\ \lf\

, 1U, 1/U Григорий Турский

Гипатия Gregory of Tours

Hypatia 245

176 Грин, Томас Хилл

• Гиппократ Hippocrates Green, Thomas Hill 430, 437-439

168-170, 248, 273, 345 Гроссетест, Роберт

Гитлер, Адольф Grosseteste, Robert 1Л9

Hitler, Adolf /48

93,415, 416, 590, 611-615, 758 Гроций / де Гроот, Гуго

Гоббс, Томас Hobbes, Thomas Grotius / de Groot, Hugo 241, 273, 292-294, 326

192, 237, 240-242, 273, 276, Грубер, А.

277, 285, 295-309, 324, 326, 325

787

Грюнбаум, Адольф Джентиле, Джованни

Griinbaum, Adolf Gentile, Giovanni

644 415, 616

Гудфилд Джефферсон, Томас

Goodfield, J. Jefferson, Thomas

281 364

Гуссерль, Эдмунд Husserl, Edmund Дизраэли, Бенджамин Disraeli, Benjamin

500, 729, 731, 758 425

Гутманн Gutmann, A. 742 Дильс, Герман Diels, Hermann 31, 69

Дикасон, А.

Dickason, A.

„ Д Дильтей, Вильгельм

Данто, Артур. Danto, Arthur. Dilthey, Wilhelm 324, 325, 485-492, 645, 665, 765, 766

584 Диоген Синопский

Данько, Ю. Diogenes from Sinope

605 160

Дарвин, Чарльз Darwin, Charles

16, 129, 266, 268, 569-575,620, 742

Деборин, Абрам Deborin, Abram

587

Декарт, Рене

Descartes, Rene

16, 60, 119, 129, 131, 173, 185, 190, 195, 196, 223—225, 232, 257, 263, 271, 276, 277, 283, 293, 310-318, 320, 322, 325, 332—334, 336, 338, 339, 344, 345, 354, 442, 443, 500, 620, 708, 715, 749, 753

Демокрит,

Democritus

37—40, 42, 43, 75, 129, 130— 132, 173, 189, 256, 259, 406, 424, 524

Деррида, Жак Derrida, Jacques

752, 754, 765, 768, 770-772,

774, 775

Джеймс, Уильям James, William 596

Дионисий I Dionysios I 86

Дионисий II Dionysios II 86

Достоевский, Федор Dostoyevsky, Fyodor 582, 736

Доукинз, P. Dawkins, R.

574

Дрейфус, Альфред Dreyfus, Alfred, 658

Дройзен, Иоганн Густав

Droysen, Johannes Gustav

324, 485, 486, 489

Дуне Скот, Иоанн Duns Scotus, John 209, 218

Дынник, М. 258

Дюркгейм, Эмиль

Durkheim, Emile

16, 437, 493, 638, 645, 648, 658-662, 677, 679, 752

Дьюи, Джон Dewey, John 596, 645

E

Евклид Euclid

173, 174, 259, 310, 332, 684

Еврипид

Euri pides

67

Заратустра / Зороастр, Zarathustra / Zoroaster 582, 584, 585, 590, 591

Засулич, Вера 548

Зенон из Китиона Zeno of Citium 160

Зенон Элейский Zeno of Elea

135

Зиммель, Георг Simmel, Georg

645, 655-658

И

Ибн аль-Хайсан / аль-Газен Ibn al-Haitham / Alhazen 253

Ибн аль-Шатир Ibn al-Shatir 253

Ибн Исхак, Хунайн Ibn Ishaq, Hunayn 250

Ибн Рушд / Аверроэс Ibn Roshd / AvernMS

219, 245, 248, 252, 253

Ибн Сина / Авиценна Ibn Sina (Avicenna) 245, 248, 251-253

Ибсен, Генрик Ibsen, Henrik 140, 499

Иггерс, Г. Iggers, G. 485, 486

Илтинг Ilting, K.-H.

521

Иннокентий III Innocent III

209

Иннокентий IV Innocent IV

209

Иоанн / Жан Парижский John of Paris / Jean Quidort

237

Иригерей, Люси Irigaray, Luce

741, 742, 744, 745

Исидор Севильский Isidore of Seville

245

Иткин, М.

324

Й

Йегер, Вернер Jaeger, Werner 89

Йорстед, Метте Jorstad, Mette 694

Кавендиш, Уильям Cavendish, William 295

Каган, Ю. 241

Калигула Caligula 749

Кальвин, Жан Calvin, John 203, 313, 674

788

789

Кристина Лакан, Жак

Christina Lacan, Jacques

293, 310 629 •

Кромвель Cromwell Лао-Цзы Lao-tzu

207, 295 57, 58

Кронгауз, М. •7f»r Ларсен, Джудит

/ОЭ Larsen, Judith '

Кроче, Бенедетто 9

Croce, Benedetto 616 Лебедев, А. 31

Крылов, А. 271 • - Левассэр, Тереза

Крымский, Сергей 1 Л Levasseur, Therese 410

Указатель имен

Указатель имен

Камю, Альбер Camus, Albert 323, 394, 581

Кан

Kahn, Ch.H. 31

Кант, Иммануил

Kant, Immanuel

93, 216, 220, 232, 257, 268, 272, 283, 319, 324, 345, 354, 360, 374, 378, 388, 391, 393, 397, 413, 428, 434, 441-452, 454-472, 474, 475, 481, 494— 496, 508, 510, 516, 518, 523, 590, 620, 646, 651, 658, 667, 683-685, 713, 731, 748, 770, 773

Карл Великий Charles the Great 246

Карл I Charles I 295

Карнап, Рудольф Carnap, Rudolf

93, 355, 640, 705, 708, 737, 748

Карнеад Carneades

188, 193-195

Кауфманн Kaufmann, W. 590

Кейес Keyes, C. 165

Кейнс, Джон Мейнард Keynes, John Maynard 439, 440, 518

Кеплер, Иоганн Kepler, Johannes

16, 126, 175, 253, 265, 268-

270, 278, 444

Китчер, Ф. Kitcher, P.

575

Клеанф Cleanthes 160

Климакус, Иоханнес Climacus, John/ Johannes 556, 559

Кожев / Кожевников, Александр Kojeve, Alexandra 738

Кожевников, В. 51

Койре, Александр Коугё, Alexandre 281

Колумб Columbus 597

Кольберг, Лоуренс Kohlberg, Lawrence 744

Комаров, В. 240

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола де

Condorcet, Antoine Nicolas de 404

Конт, Август Comte, Auguste

130, 144, 384, 404, 437,

645-648, 704

Конфуций Confucius

54-57

Коперник, Николай Copernicus, Nicolaus

126, 175, 253, 265, 267, 269, 444

Корнелл Cornell, D.

744

Котляр, Г. 488

Кранц, В. Krantz, W. 31, 69

Кривцов, Ю. 55

Кристи, Ниле Christie, Nils 654

Кристиан IV Christian IV 263

Ксантиппа Xanthippe 76

Ксеркс Xerxes 779

Куайн, Уиллард ван Орман Quine, Willard van Orman 705

Кудрина, С. 717

Кузанский / Кузанец, Николай Nicolas of Cusa 118, 256

Кузнецов, Владимир 10, 210, 279

Кули, Чарльз X. Cooley, Charles H. 654

Кун, Томас С.

Kuhn, Thomas S.

55, 277, 279, 348, 355, 644, 664, 704, 717, 719, 720

Кьеркегор / Киркегор /

Киркегард, Сёрен

Kierkegaard, S0ren

9, 80, 201, 510, 519, 520, 554—559, 561, 562, 564-568, 581, 582, 735

Л

Лавуазье, Антуан Лоран Lavoisier, Antoine Laurent 274

Леви-Брюль, Люсьен Levy-Bruhl, Lucien

327

Левин, М.

663, 665, 671, 673

Левина, М. 516

Леви-Сгросс, Клод Levi-Strauss, Claude 492, 772

Лейбниц, Готфрид Вильгельм Leibniz, Gottfried Wilhelm

235, 257, 263, 271, 276, 318, 320, 332, 345, 365-368, 411

Ленин, Владимир Ильич Lenin, Vladimir Il'ich

415, 526, 547, 548, 553, 598-

605, 750

Липкин, С.

45

Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci

274

Линтон, Ральф Linton, Ralph 680

Лиотар, Жан-Франсуа Lyotar Jean-Francois

771

Липсет, С. Lipset, S. 615

790

791

Указатель имен

Указатель имен

Локк, Джон Locke, John

41, 60, 72, 109, 195, 224, 257,262, 273, 283, 308, 320, 344-348,350— 365, 369, 370, 374-378,390,393— 396, 400, 402, 408, 413, 417, 434, 442, 454, 461, 468, 498, 516, 620, 637, 704, 708,711, 713, 749, 753, 773

Лосский, Н. 324

Лукач, Дьёрдь

Lukacs, Gyorgy

657, 658

Лукреций Lucretius 40

Луман, Никлас Luhman, Niklas 772

Людовик XIII Louis XIII 293

Людовик XIV, Louis ХГУ

288, 365, 392

Люксембург, Роза Luxemburg, Rosa 599, 600, 605

Лютер, Мартин

Luther, Martin

212, 218, 229, 238-244, 249, 273, 294, 313, 637, 674

.

М

Майстер Экхарт Meister Eckhart 47

Макиавелли, Никколо

Machiavelli, Niccol6

15, 60, 133, 144, 237, 284, 286— 291, 296, 297, 299, 400

Маккарти

McCarthy, T.

773, 775

'

Маковельский, А. 68

Малкольм, Норман Malcolm, Norman

723

Мальтус, Томас Malthus, Thomas

Манн, Томас Mann, Thomas 408-410, 569

Мао Цзе-дун

Мао Tse-tung

56, 417

Марк Аврелий

Marcus Aurelius

161, 172

Марк-Вогау, Конрад Marc-Wogau, Konrad 642

Маркс, Карл

Marx, Karl

15, 32,. 104, 130, 133, 138, 311, 330, 357, 362, 409, 424, 484, 494, 502, 512, 524—548, 550-553, 582, 584, 598, 602 603, 605, 620, 645, 650, 660, 662, 669, 672, 715, 735, 753, 762

Маркузе, Герберт Marcuse, Herbert

521, 605, 617, 703, 754, 758

Марсель, Габриель Marcel, Gabriel 530, 735, 756

Марсилий Падуанский Marsilius of Padua 237, 238

Мах, Эрнест Mach, Ernest 640

Маяцкий, М. iit\

770

Мейзел Meisel, P. 643

Мейнекке, Фридрих Meinecke, Friedrich 477, 478

Мейтс, Б.

Mates, В.

705

Мельтцер, Л. Meltzer, L. 9

Мендель, Грегор Иоганн Mendel, Gregor Johann 571

Мерло-Понти, Морис Merleau-Ponty, Maurice 729

Местр, Жозеф Мари де MaiStre, Joseph Marie de 418, 484, 646

Микельанджело Michelangelo 658

Милль, Джеймс Mill, James 109, 432, 435

Милль, Джон Стюарт

Mill, John Stuart

130, 171, 390, 399, 410, 431-437, 469, 487, 539, 553, 645, 648, 753

Моисей Moses

331, 620

Мозер, Юстус Moser, Justus 478

Монтень, Мишель Эйкем де Montaigne, Michel Eyquem de 313

Монтескье, Шарль де Montesquieu, Charles de

358, 393, 399, 400, 478, 649

Морган, Льюис Генри Morgan, Lewis Henry

552

Морисон Morison, R. 698

Моулсворт Molesworth, W. 324

Мур, Джордж Эдуард Moore, George Edward 352, 375, 705, 723

Муссолини, Бенито Mussolini, Benito

29, 610, 613, 614, 616

Мэн-Цзы Mencius 56

Мюнклер Munkler, H. 109

Мюнстер Mynster . 554, 556

H

Нагель, Эрнест Nagel, Ernest 641

Наполеон Napoleon

94, 483, 498, 519, 590

Наппельбаум, Э. 711, 713

Нарский, И.

379 Неведомская, В.

330

Негг, О. Negt, О. 537

Нейрат, Отто

Neurath, Otto

640, 705

Нерваль, Жерар де Nerval, Gerard de псевдоним Жерара Лабрюни

Gerard Labrunie

734

Нерон

Nero

331

Несс, А. Naess, A.

189, 313, 321, 556

Никифоров, А. 711, 713

Николсон, Л. Nicholson, L. 109

792

793

Указатель имен

Указатель имен

Нисбет, Роберт Nisbet, Robert 650

Ницше, Фридрих

Nietzsche, Friedrich

15, 44, 48, 52, 53, 240, 311, 330, 492, 581-596, 633,657, 658, 664, 667, 674, 752, 753, 766, 770, 774

Новалис / Фридрих фон Гарденберг

Novalis, Friedrich von Hardenberg 475

Нозик, Роберт Nozick, Robert 464

Нольте, Е. Nolte, E. 610

Ньютон, Исаак Newton, Isaac

16, 26, 126, 130, 132, 173,253, 270-272, 276, 279, 280, 365, 393, 395, 443, 451, 512

О

Окин, С.

Okin, S. 435

Оккам, Уильям

Ockham, William 212, 218, 225, 236, 238-241,

273, 344

Ольсен, Регина

Olsen, Regine

554

Орем, Николай •

Oresme, Nicholas •

248

Остин, Джон

Austin, John L. ;

723, 724 Отгон IV

Otto IV

209

Оуэн, Роберт Owen, Robert

435

П

Парацельс Paracelsus

251, 273, 274

Парето, Вильфредо Pareto, Vilfredo 616, 677

Парменид

Parmenides

30 -32, 34-36, 39, 42, 43, 75, 89, 92, 96, 117, 118, 585

Паскаль, Блез Pascal, Blaise

279, 322, 323, 567, 582, 735

Парсонс, Толкотт Parsons, Talcott

493, 621, 645, 654, 657, 676-

679, 681, 682

Пелжински Pelczynski, Z. 521

Перикл

Kencles 36, 67

Пиаже, Жан

Piaget, Jean 446

Пиррон Pyrrho

188, 189, 192, 194

Пирс, Чарльз Сандерс Peirce, Charles Sanders 311, 399, 596, 597

Пифагор Pythagoras

28, 42, 43, 55, 75, 90, 172-174, 232

Платон

Plato

15, 16, 20-22, 36, 38, 43, 65-67, 72, 75, 76, 84, 86-89, 91-121, 127, 133, 135, 137-143, 145-149, 151, 152, 155, 158, 162, 171, 172, 183, 186, 187, 210, 212, 229, 244, 250, 252, 256, 259, 283, 289, 304, 305, 319, 327, 387, 390, 414, 415, 434, 455, 470, 472, 507, 517, 570, 585, 586, 592, 594, 595,

616, 625, 634, 662, 703, 715,

748, 749, 755, 763

Плотин Plotinus

118, 167, 183, 198

Полилов, Н. 590

Попкин, Ричард Popkin, Richard 313

Поппер, Карл Раймунд

Popper, Karl Raimund

17, 192, 230, 259, 261, 320, 346, 348, 355, 385, 398, 399, 546, 629, 640, 642, 643, 664, 703, 709-711, 713-717, 737,

749, 781

Пулантзас, Н. Poulantzas, N. 550

Птолемей Ptolemy 126, 174

Протагор Protagoras

65, 67-70, 72, 75, 189, 192, 376

Радзиевская, С.

724

Райл, Гилберт Ryle, Gilbert

628, 723, 725, 727

Райх, Вильгельм Reich, Wilhelm 632

Ранке, Леопольд фон Ranke, Leopold von 482-485, 487

Расин, Жан

Racine, Jean-Baptiste 404

Рассел, Бертран Russell, Bertrand 15, 312, 705, 707

Рачинский, Г. 592

Резерфорд, Эрнст Rutherford, Ernest 684, 685

Рейган, Рональд Reagan, Ronald 419

Рейхенбах, Ганс Reichenbach, Hans 705

Рикардо, Давид Ricardo, David

308, 408, 410, 431, 438, 539,

540, 645

Рекнесс, О. Rakness, О. 632

Риккерт, Генрих

Rickert, Heinrich

663, 666, 671

Рильке, Райнер Мария Rilke, Rainer Marie 658

Риттер. Ritter, J. 515

Робеспьер, Максимильен Robespierre, Maximilien 417

Рожанский, И. 31

Рокфеллер Rockefeller, S.

742

Ролз, Джон Rawls, John

465, 703, 743, 745-748

Рорти, Ричард Rorty, Richard

752, 754, 765, 770, 773-775

Росс, В. Ross, V.

253

Руднев, В. 169

Рузвельт, Франклин Делано Roosevelt, Franklin Delano 686

794

795

Указатель имен

Указатель имен

Руссо, Жан-Жак

Rousseau, Jean-Jacques

410—417, 422, 425, 441, 476, 494, 637, 646, 752, 753

Руткевич, А. 633

Рьюз, М. Ruse, M.

572, 580

Савиньи, Фридрих Карл фон Savigny, Friedrich Karl von 482—484, 487

Садовский, В. 546

Сартр, Жан-Поль

Sartre, Jean-Paul

394, 509, 510, 581, 660, 675, 704, 729, 733—740, 749, 781

Свасьян, К. 582, 588, 592

Себайн, Джордж Sabine, Georg 523, 611

Секст Эмпирик Sextus Empiricus 65, 188, 189

Семека, Е. 51

Сенека Seneca

158, 161, 172

Сен-Симон, Клод-Анри де Рувруа Saint-Simon, Claude-Henri Rouvroy de 435, 540

Сёрл, Джон Searle, John R. 92, 724, 725

Сибел, Генрих фон Sybel, Heinrich von 485

Сираиси, Н. Siraisi, N. 251

Скирбекк, Гуннар Skirbekk,Gunnar

Слааттелид, Хермунд Slaattelid, Hermund 9

Слекс, И. S10ks, N. 555, 556

Смит, Адам

Smith, Adam

308, 357, 396, 398, 405-408, 431, 539, 540, 553, 645

Сократ

Socrates

55, 66, 72, 75-84, 86, 88, 99, 100, 102, 117, 140, 158, 160, 171, 187, 188, 191, 319, 331, 341, 347, 554, 558, 592, 596, 645, 735, 748

Солон Solon

22, 86, 329

Сорель, Жорж

Sorel, Georges

608, 613

Соссюр, Фердинанд Saussure, Ferdinand de 492

Спенсер, Герберт Spencer, Herbert 648

Спиноза, Барух / Бенедикт де Spinoza, Baruch / Benedictus de 60, 119, 235, 263, 276, 318, 320, 332-343, 345, 365, 507

Сталин, Иосиф Виссарионович Stalin, Joseph

419, 536, 601, 602

Столпнер, Б. 516

Стриндберг, Август Strindberg, August 581

Стросон, Питер Фредерик Strawson, Peter Frederick

723, 727

Тейлор Taylor, Ch.

742

Тейлор, Гарриет Taylor, Harriet 432, 434, 553

Тертуллиан Tertullian 187, 218

Теннис, Фердинанд Tonnies, Ferdinand 645, 650-654, 678

Токвиль, Алексис де Tocqueville, Alexis de

130, 435, 645, 648-650, 753

Тонг, Шиджун Tong, Shijun 10

Тулмин, Стивен Toulmin, Stephen 281, 723

Тюрго, Анн Робер Жак Turgot, Anne Robert Jacques 404

Уайтхед, Алфред Порт Whitehead, Alfred North 705

Уиздом, Джон Wisdom, John

723

Уилсон, Э. Wilson, E.

577

Уинч, Питер Winch, Peter 659, 728, 732

Уорли, Рональд Worley, Ronald 9

Ф

Фалес Thales

5, 174

22-31, 37, 42, 55,

Фанон, Франц Fanon, Franz 509, 739

Февр, Люсьен Febvre, Lucien 493

Фейербах, Людвиг Андреас Feuerbach, Ludwig Andreas 527, 528, 531, 532, 584

Фейерабенд, Пауль / Пол Feyerabend, Paul 720-

Фёрстер-Ницше, Элизабет Forster-Nietzsche, Elisabeth 581

Филиппов, А. 676

Филмер, Роберт Filmer, Robert 344

Филон Philo

176, 369

Фишер Fischer, I. 109

Флёрова, В.

52

Флисс, Вильгельм Fliess, Wilhelm 637

Фома Аквинский

Thomas Aquinas

120, 186-188, 209, 212-231, 233, 237, 239, 242, 258, 289, 354, 377, 419, 461, 586

Форель, Август-Анри Forel, August-Henry 640

Франк, Филип Frank, Philip 640

Фрасимах Thrasymachus 65-67, 75, 171

Фреге, Готлоб Frege, Gottlob 705

Фрейд, Зигмунд

Freud, Sigmund

161, 240, 268, 303, 342, 424, 574, 620-644, 673, 676, 752, 753, 76, 770

Фредерик III Frederik III 263

796

797

Указатель имен

Фрейзер, Н.

Fraser, N. 744

Фридрих II Frederick II, 209

Фромм, Эрих Fromm, Erich 531

Фукидид Thucydides

168, 169, 645 Фуко, Мишель Foucault, Michel

752, 754, 765, 768, 770-775 Фурье, Шарль Fourier, Charles

435, 540

Хабермас, Юрген

Habermas, Jbrgen

17, 93, 134, 192, 309, 341, 347, 348, 355, 399, 434, 469, 503, 533, 596, 597, 605, 619, 644, 676, 682, 699, 702, 719, 724, 743, 752, 754, 762, 763, 767, 770, 775-782

Хайдеггер, Мартин

Heidegger, Martin

15, 17, 282, 347, 355, 558, 581, 657, 702, 729, 735, 752, 754— 758, 762-766, 770, 771, 774

Хендерсон

Henderson, A.

Хестанов, Р.

774

Хестанова, И. 774

Хильдегард из Бингена Hildegard of Bingen 249

Хёгерстрём, Аксель Hagerstrom, Axel 750

Холодковский, Н. 501

Холтон Holton, G. 698

798

Хомик, А.

629, 633, 642

Хомский / Чомски, Ноам Chomsky, Noam

729

Хоркхаймер, Макс Horkheimer, Max

754, 776 Хоурани Hourani, G.F.

252

Хрисипп Chrysi ppus

Христос

53, 55, 180, 188, 198. 199, 203, 218, 219, 227, 228, 564

Хук, С. Hook, S.

640

Хэмпшир, Стюарт Hampshire, Stuart 723, 727

Ц

Цезарь

Caesar

590

' '

Церетели, С. 379

\

Цицерон Cicero

161-165, 172, 325, 327, 645

Ч

Чжуан-Цзы Chuang Tzu

57

Ш

Шейнман-Топштейн, С. 464

Шеллинг, Фридрих Вильгельм фон Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph von 475, 583

Шиллер, Фридрих фон Schiller, Friedrich von 476

Шлейермахер, Фридрих

Schleiermacher, Friedrich

481, 482, 765, 766

Шлехта Schlechta, К. 584

Шлик, Мориц Schlick, Moritz 705

Шлипп Schlipp, P. 708

Шмандт Schmandt, H. 617

Шмитт, Карл Schmitt, Carl 192

Шопенгауэр, Артур Schopenhauer, Arthur 44, 52, 581

Шпенглер, Освальд Spengler, Oswald 633

Штегмюллер, Вольфганг Stegmuller, Wolfgang 279

Штирнер Макс

Stirner, Max 606

Штраус, Давид Фридрих Strauss, David Friedrich 483

Э

Эбертс, П.

Eberts. P.

65б

Эйнштейн, Альберт Einstein, Albert

512, 620, 640, 683, 686-688, 778

Эйхманн, Адольф Eichmann, Adolf . 761

Элленбергер Ellenberger, H. 640

Элстер, Ион Elster, Jon

545, 571, 772

Эмпедокл Empedocles

36-38, 42, 75, 632

Указатель имен

Энгельс, Фридрих Engels, Friedrich

524, 526, 533, 536, 540, 548,

Эпиктет Epictetus

161

Эпикур Epicurus

40, 155-157, 173, 176, 524 Эрасистрат Erasistratus

170, 274

Эриугена, Иоанн Скот Eriugena, Johannes Scotus 217

Ю

Юдин, А. 605^

Юлиана из Норвича Julian of Norwich 249

Юм, Давид

Hume, David

53, 60, 93, 190, 195, 257, 262, 318, 323, 345, 351, 353, 360, 373, 375-381, 383-391, 401, 410, 418, 422, 442-444, 448, 451, 452, 460, 474, 476, 546, 574 587, 683, 704 708, 711 713, 732, 748, 753

Юнг, Карл Густав Jung, Carl Gustav 640

Юстиниан I Justinian I 87, 250

Я

Якобсон, Роман Jakobson, Roman 493

Яковлев, А.

705 Янг, М.

Young, M.

Ш

Ясперс, Карл Jaspers, Karl

347, 582, 735, 756, 758 Яхода, Мэри Jahoda, Marie

621