Хабермас и аргументация
Для герменевтической традиции (например, Гадамер) и для критической деконструкции (например, Деррида, Фуко, Рорти) общим является то, что они начинают с языка как текста. Поэтому эти направления тесно связаны со сравнительным литературоведением, историческими исследованиями, теологией и юриспруденцией. Хабермас (как и вся Франкфуртская школа) более тесно привязан к социальным наукам и начинает с языка как «речевого акта». Для него понятие действия (акта) имеет приоритет перед понятием текста.
----------------------------------------
1 См., например, R.Bernstein. The New Constellation. — Cambridge, 1991. -Pp. 258-292.
2 См., например, критику взглядов Рорти в Т.McCarthy. Ideals and Illusions. —Cambridge, MA, 1991. Pp. 11—42 (См. там же критический разбор позиций Фуко, Pp. 43-82, и Деррида, Pp. 83-123).
3 Здесь мы можем спросить: не имеет ли иногда литературное произведение определенную политическую значимость, независимо от того, нравится оно нам или нет?
-775-
Почвой, на которой вырос Хабермас, была Франкфуртская школа. Однако он порывает с тотальной критикой и пессимизмом, характерными для ее первых представителей (Адорно, Хор-кхаймер). Этот разрыв связан с хабермасовским разграничением разных «когнитивных интересов» (Erkenntnisinteressen).
Человек зависит от своей способности использовать природу для удовлетворения своих жизненных потребностей. В связи с расширением инструментальных средств трудовой деятельности происходит развитие объясняющей науки и причинно-управляемой технологии. В этом состоит технический когнитивный интерес, предполагающий контроль окружающей среды.
Одновременно люди зависят и от своих совместных действий, и от коммуникативного взаимодействия. Взаимодействие, внутренне связанное с языком, и понимание, его обеспечивающее (interactive understanding), развивают далее так называемые герменевтические науки — от социальной антропологии до истории. В этом состоит практический когнитивный интерес*, заключающийся в углублении взаимного интерсубъективного понимания у людей.
Наконец, человек испытывает потребность в освобождении себя от идеологических пут с помощью критической рефлексии, например, психоанализа. Это — эмансипационный когнитивный интерес, заключающийся в освобождении от объективных сил и условий искаженной коммуникации.
В отношениях с природой командует наша рациональность. Так должно быть в силу неизбежного характера технического когнитивного интереса. Хабермас не усматривает в этом ничего заслуживающего порицания. Именно так и должно быть в той сфере, к которой принадлежит этот тип интереса.
Но, согласно Хабермасу, существует также форма познания и рациональности, которая не нацелена на управление и господство. Она основывается на практическом когнитивном интересе.
Важно, что Хабермас не оперирует понятием, общим для всех видов рациональности, которую он затем интерпретирует как репрессивную и контролирующую. Когда дело касается человека и межличностных отношений, то мы можем выбирать между использованием либо технического когнитивного интереса, либо практического когнитивного интереса. Вместо ракурса обязательности
--------------------------------------------------
1 Здесь термин «практический» употребляется в том значении, в котором семиотики говорят о «прагматическом аспекте» знаковой коммуникации в отличие от семантического и синтаксического подходов. — С. К.
-776-
по отношению ко всей рациональности мы приходим (на социальном уровне) к важной задаче установления разумного баланса между «техническим» и «практическим», между управлением (контролем) и пониманием.
Этому социальному уровню свойственен также эмансипационный когнитивный интерес, который важен в борьбе против овеществления и внутреннего подавления личности.
Иначе говоря, по отношению к природе действителен только один технический когнитивный интерес, который является объясняющим и управляющим. По отношению к обществу важны все три когнитивных интереса. Соответственно, разворачивается борьба за достижение правильного баланса между, с одной стороны, техническим, и, с другой — практическим и эмансипационным интересами.
Методологически это означает, что по отношению к природе, по мнению Хабермаса, мы можем проводить только гипотетико-дедуктивные исследования, завершающиеся причинными объяснениями. Социальные же явления мы можем изучать и гипотети-ко-дедуктивным и герменевтическим методами (понимающая социология). С историко-критической точки зрения, это означает, что Хабермас пытается показать существование особого типа рациональности, сущность которого состоит не в управлении, а во взаимном понимании.
Не вникая в связанные с этим разграничением философские проблемы, кратко укажем, что представляется важным для точки зрения Хабермаса. Когда человек ведет себя асоциальным образом, мы можем попытаться объяснить это физиологическими или психологическими причинами и на основе наших знаний о причинных связях попытаться «вылечить» человека. Тем самым этот человек становится для нас «объектом». Мы можем «управлять» этой объективированной личностью благодаря нашему постижению. Или мы можем рассматривать человека как здорового и разумного и тем самым отвечающего за свои поступки. В последнем случае мы пытаемся обнаружить основания, которые мог иметь этот человек для своего поведения. Возможно, он имел для этого серьезные основания, которые мы еще не выяснили, или, возможно, он просто заслуживает порицания, и мы должны потребовать от него поступать в соответствии с моральными требованиями. В-ряде ситуаций мы можем использовать оба подхода (в случае неврозов и алкоголизма). Но иногда очевидно, что поведение человека причинно обусловлено (например, после приема нар-
-777-
котиков) или что человек нормален и ответственен. Последнее, например, имеет место во время экзамена, когда экзаменатор интересуется не причинами, которые заставляют экзаменуемого говорить то, что он говорит, а скорее основаниями, которыми обладает экзаменуемый для своих ответов.
Здесь проводится различие между сказанным в силу причин (causes) и сказанным благодаря основаниям (reasons). Основания могут быть поняты, расширены, оспорены или подтверждены. Если мы хотим понять и проверить эйнштейновскую теорию относительности, то мы рассматриваем ее именно с точки зрения того, имеются ли хорошие основания для принятия общезначимости этой теории. Но, конечно, факт создания Эйнштейном этой теории имел свои причины. Мы можем, например, интересоваться психологическими причинами, приведшими Эйнштейна к выдвижению его теории. Подобные причины интересны во многих контекстах, но не по отношению к вопросу об общезначимости этой теории. Даже если Эйнштейн создал теорию относительности в силу скрытых фрейдистских комплексов, может быть так, что она все равно общезначима! Ответ на вопрос о ее правильности определяется специальным исследованием, а не изучением детства и личной жизни Эйнштейна.
Итак, выглядит правдоподобным, что мы оперируем двумя установками по отношению друг к другу (и к самим себе). Верно также, что мы можем иметь менее свободное и более контролируемое общество, когда тенденция к причинным объяснениям становится чрезмерной (терапевтическое общество). Но может быть и так, что мы продолжаем искать основания там, где мы должны, скорее всего, искать причины, и таким образом прибегаем к моральным увещеваниям в ситуациях, когда более подходящим было бы лечение (такое поведение характеризует слишком морализирующее общество). Почему человек (алкоголик) пьет? (И почему жена бьет его?) На каждый из таких вопросов возможны два вида ответов.
Хабермас пытается показать, что на протяжении истории различные дифференциации приводили к фундаментальному противоречию между двумя сферами, которые он называет системой и жизненным миром1.
Мы можем сказать, что система охватывает экономическую и политическую области. В системе прогресс осуществляется в фор-
-------------------------------------------------
1 См. J. Habermas. Theory of Communicative Acts. — Boston, 1987.
-778-
ме возрастания значения научных и технических знаний. Следовательно, здесь мы имеем рационализацию в смысле приближения к рациональности, а именно к знанию того, какие средства ведут к каким результатам (инструментально-целевая рациональность).
Но Хабермас отмечает, что это еще не все. Вместе с развитием экономических и политических институтов и соответствующих процессов обучения происходит также углубление нашей компетенции относительно «жизненного мира» в форме более продвинутой «коммуникативной рациональности». Эта дифференциация между системой и социально-культурным жизненным миром влечет за собой то, что, кратко говоря, мы овладеваем некоторыми фундаментальными дистинкциями. Мы более не наказываем море плетями, когда нам не нравится его «поведение» (как это приказал сделать персидский царь Ксеркс, Xerxes, ок. 519—465 до Р.Х.). Мы уже научились проводить различие между природой и обществом, между вещами, на которые мы можем влиять только при наличии постижения их причинных взаимосвязей, и вещами, с которыми мы можем общаться и которые можем упрекать. Мы овладели этой дистинкцией и в определенном смысле находимся на более высокой стадии развития, чем те, кто еще не овладел ею. Сегодня мы исходим из того, что человек, всерьез «наказывающий» море, является душевнобольным.
Более того, мы ожидаем, что взрослые люди, находящиеся в здравом уме, научились владеть различением истины и лжи, пониманием того, что имеет место, а что — нет. Конечно, все мы иногда ошибаемся в отношении этого различия. И конечно, мы не все одинаково хорошо умеем говорить о нем. Но все мы по достижению определенного возраста можем практически использовать это различие. Что-либо иное было бы расценено в качестве психопатологического феномена, который смешивает действительность и фантазию. Кроме того, мы отличаем морально правильное от морально неправильного. Человек, который, попросту говоря, не знает, что является уместным в различных ситуациях, будет чужаком в «жизненном мире». Наконец, мы можем различать между подлинным выражением того, что мы чувствуем и думаем, и симуляцией.
При возникновении неопределенности и расхождений относительно вопросов о том, что истинно и что ложно, прогресс в сфере «коммуникативной компетентности» развивает способность к их тематизации и обсуждению. Вместо поисков ответов в рамках традиции и канонических трудов мы научаемся аргументировать.
-779-
При рассмотрении вопроса об истине нам следует опираться на различные формы исследования и дискуссии. Когда же дело касается нормативных вопросов, то, согласно Хабермасу, они связаны и с поиском приемлемого соглашения между заинтересованными сторонами. Если стороны приходят к добровольному соглашению в результате открытого и делового обсуждения, то ответ считается нормативно правильным. Итак, Хабермас полагает, что в нашей культуре взрослые индивиды, в принципе, способны принимать решения по основным нормативным вопросам с помощью воздействующей на них аргументации. Это утверждение является версией точки зрения, предполагающей как существование общезначимых ответов на нормативные вопросы, так и нашу принципиальную способность получить такие ответы с помощью дискурсивного использования нашего разума.
Согласно Хабермасу, этот аргумент направлен как против этического релятивизма, так и против этического догматизма. Дедуктивные доказательства здесь исключаются потому, что ведут либо к логическому кругу, либо к бесконечному регрессу, либо к произвольно выбранному моменту прерывания рассуждений. Не рассчитывает он и на интуитивно ясные или очевидные фундаментальные нормативные истины, ведь в этой сфере мы слишком долго экспериментировали с различными противоречащими друг другу метафизическими и теологическими ответами
Хабермас не считает, что свободные и разумные субъекты могут разрешать такие вопросы в тихом уединении. Мы нуждаемся друг в друге для того чтобы понять, что наша точка зрения лишь одна среди многих, и чтобы нам стали известны наши бессознательные заблуждения, которые можно было бы исправить. Нам потому нужны другие люди, что мы нуждаемся в теоретическом и нормативном плюралистическом разуме для обсуждения имеющихся концептуальных рамок и сопоставления различных направленных друг против друга аргументов.
Здесь мы встречаемся с интерсубъективной и «процедурной» рациональностью. Она интерсубъективна, потому что дискуссия является критически важной для ее существования. Она процедурна, потому что в роли ее «конечного основания» выступают не специфические тезисы или точки зрения, а сам процесс аргументации, который мы продолжаем объективно и вопрошающе. Специфическая точка зрения, которую мы в определенный момент времени рассматриваем в качестве истинной или правильной, может позже оказаться сомнительной. Но для нас, как ошибающих-
-780-
ся существ, единственный имеющийся в нашем распоряжении выход состоит в том, чтобы признавать наши ошибки и двигаться вперед. Поэтому такой процедурный подход является конечным основанием для данного типа рациональности.
В этой связи Хабермас, подобно Апелю, подчеркивает, что существуют определенные неизбежные условия, которые предоставляют нам возможность аргументировать. В качестве участников серьезной аргументации мы должны быть способными следовать за аргументами и желать подчиняться «силе лучшего аргумента». Кроме того, мы должны взаимно признавать друг друга в качестве и разумных, и ошибающихся индивидов. Мы должны быть достаточно разумными, чтобы обнаружить способность следовать за аргументами, и ошибающимися так, чтобы мы могли учиться на ошибках. Всезнающий индивид [оракул — С.Б.] может поучать, но не может аргументировать. Для него не существует ничего, что можно было бы обсуждать.
В этом взаимном признании существует определенный нормативный элемент: равноправие участников. Отсюда вытекает ограничение на эгоцентристские и этноцентристские ответы.
Кроме того, следует учесть требование универсализации, так как общезначимые аргументы имеют силу для каждого. Аргумент не является личной принадлежностью индивида, подобно IQ (коэффициенту интеллекта -- В.К.) или цвету глаз. Аргументы не являются имеющими силу для одних индивидов и не имеющими ее для других. Понятие реального аргумента означает, что аргумент общезначим, то есть имеет силу для всех случаев одного и того же вида1.
Эта концепция рациональности является смелой в том смысле, что она претендует на охват фундаментальных нормативных вопросов. Но в то же время она и осторожна, так как подчеркивает, что мы имеем дело с подверженным ошибкам процессом. В его рамках мы можем непрерывно стремиться с помощью исследований и обсуждений к улучшению наших представлений, но нам никогда не гарантировано обладание конечной истиной.
Эта концепция рациональности выступает против децизиониз-ма, который можно найти у Поппера, Вебера и Сартра. Просвещенная и публичная дискуссия, в которой участвуют разумные индивиды, -- вот ответ Хабермаса. Согласно ему, все, чем мы располагаем, — это такой подверженный ошибкам процесс. Альтер-
-----------------------------------------------------------
1 См. G.Skirbekk. Rationality and Modernity. — Oslo, 1993.
-781-
нативой является или обращение к фундаментальным метафизическим истинам, которые мы больше не трактуем как заслуживающие доверия, или к рационально не обоснованному решению. Во многом ответ Хабермаса является умеренным. Но он также проблематичен в плане и практической выполнимости, и дальнейшего философского обсуждения. Но трудно отрицать его теоретическую убедительность. Несогласные с этим ответом должны аргументировать против него, но при этом сами заманиваются в ловушку тем, что хотят опровергнуть. Если противник этого ответа не приводит против него доводы, то он не принимает участия в критике. Но если оппонент действительно приводит доводы против этого ответа, то он находится в аргументативной ситуации с встроенными в нее требованиями просвещенного обсуждения и взаимного признания участвующих сторон. Несогласные с ответом должны продемонстрировать, что они обладают лучшими аргументами, чем Хабермас. Это своего рода «магическое кольцо» аргументирующего разума! Итак, аргументирующий разум является нашей неизбежной судьбой. Она не в том, что мы должны или обязаны заниматься бесполезным дискутированием. Она в том, что в ситуациях фундаментальной неопределенности или расхождения мы ссылаемся на такую процедурную и рефлексивную рациональность в качестве последней инстанции. Согласно Хабермасу, в этом состоит основная особенность современности. Современность характеризуется не только дифференциацией и разногласиями, но и единением вокруг одного разума, который конституируется не содержательно, а процедурно. Итак, Хабермас является наследником Просвещения, хотя он и освободился от наивного оптимизма этой эпохи.
Указатель имен
А Аль-Газали
Al-Ghazali
Абеляр, Петр Abelard, Peter 218/248 252, 253 Аль-Газен, см. Ибн аль-Хайсан
Августин Блаженный Augustine, Saint Аль-Кинди Al-Kindi "MS
88, 183-188, 195-204, 217, 219, 245
223, 227, 230, 240, 242, 735, 758 Аль-Хорезми
Аверроэс, см. Ибн Рушд Al-Khwarizmi 251
Авиценна, см. Ибн Сина Альтузий, Иоганн
Адлер, Альфред Althusius, Johannes
Adler, Alfred 273 292
640 А ТТ Альтюссер, Луи
Адорно, Теодор В. Althusser, Louis
Adorno, Theodor W. 531
657, 703, 754, 758, 776 t Амброзии
Айер, Алфред Ayer, Alfred 352, 375, 705, 707 Ambrose 183, 531 Анаксагор Anaxagoras
Александр Великий / 36-38, 42, 75
Македонский Анаксимандр
Alexander the Great Anaximander
22, 44, 115 29-31, 42, 47, 75
Альберт Великий Albertus Magnus 209, 213, 218 Анаксимен Anaximenes 29, 30, 42, 75
Альберт, Ханс Ансельм Кентерберийский
Albert, Hans Anselm of Canterbury
192 217, 231, 232
783
Анскомб, Элизабет Anscombe, Elizabeth
725
Антоновский, Ю. 585, 590
Апель, Карл-Отто Аре], Karl-Otto
192, 348, 487, 676, 709, 781 Аренд / Аревдт, Ханна Arendt, Hannah
134, 610, 617, 752, 754, 758—764 Арзаканян, Ц. 324
Аристарх Aristarchus
175, 267
Аристотель Aristotles
15, 21-23, 29, 40, 37, 60, 75, 76, 104, 111, 115—130, 132— 152,155, 162, 163, 171, 172, 174-176, 178, 187, 209-214, 219-222, 228, 229, 242, 250, 252, 253, 258, 260, 264, 266, 280, 283, 286, 291, 301, ЗО4, 305, 306, 313, 336, 400, 414, 434, 447, 470, 472, 494,503, 517, 531, 533, 558, 570, 662, 726, 763 ар-Рази ar-Razi 251
ар-Рашид, Харун ar-Rashid, Harun 250
Архимед
173, 174
Б
Бальмонт, К. 51
Бакунин, Михаил Bakunin, Mikhail 606 Барышникова, Г. 623
784
Баховен, Иоганн Якоб Bachofen, Johann Jakob 552
Бейнс Baynes, К.
773
Бек, Л. Beck, L.
476
Беккер Becker, С. 395
Беккер, В. Becker, W.
542
Беда Достопочтенный Bede the Venerable 245
Беккариа, Чезаре Beccaria, Cesare
426, 461
Бентам, Иеремия Bentham, Jeremy
134, 157, 171, 390, 396, 397, 406-408, 426-432, 438, 461, 645 Бенхабиб, Шийла Benhabib, Seyla
109, 743-745 Беньямин, Вальтер Benjamin, Walter 758
Берк, Эдмунд
Burke, Edmund
318, 360, 391, 410, 413, 417-420, 422-425, 484, 752, 753.
Беркер
Barker, Е. 104
Беркли, Джордж
Berkeley, George
257, 262, 351—353, 369-377, 379, 380, 683, 715, 731, 732
Берлин, Исай
Berlin, Isaiah 330
Бернал, Джон Bernal, John
257
Указатель имен
Бернстайн, Ричард. Bernstein, Richard.
775
Бернштейн, Эдуард Bernstein, Eduard 599, 603, 604
Бисмарк, Отто фон Bismarck, Otto von 425
Браге, Тихо Brahe, Tycho 269
Брандес, Георг Brandes, Georg 581
Браун, Вернер фон Braun, W'ernher von 668
Блинников, Л. 711, 713 Бруно, Джордано Bruno, Giordano
Блок, Марк 258
Bloch, Marc AQ"? Брюшинкин, В.
Vyo 711, 713
Будда / Сиддхарта Гаутама Buddha / Siddhartha Gautama 49, 50-53, 55
Бургин, Марк 279
Блох, Эрнст Bloch, Ernst 658
Блуменберг, Ханс Blutnenberg, Hans 688
Бухарин, Николай Buckarin, Nikolay
537
Бэкон, Фрэнсис Bacon, Francis
260, 262-265, 272
Бэкон, Роджер Bacon, Roger
209, 248, 253
Бовуар, Симона де Beauvoir, Simone de
553, 735, 737, 739-742, 744, 745
Бойль, Роберт Boyle, Robert 443
Болер, Дитрих Bonier, Ditrich 192
В
Бональд, Луи Габриель Амбруаз Bonald, Louis Gabriel Ambroise de 418, 484, 646
Вагнер, Рихард Wagner, Richard 581, 590
Валцер Walzer, M.
742
Ван Гог, Винсент Gogh, Vincent van
734
Вартофский, М.
Wartofsky, M. 139
Вебб, Сидней Webb, Sidney 603
Бор, Нильс Bohr, Niels 685, 686 .., Борджа, Чезаре
Borgia, Cesare 589, 590
Ботвинник, М. 89
Боттомор Bottomore, T. 540
Бохманн Bohmann, J.
773
785
Указатель имен
Вебер, Макс
Weber, Max
16, 144, 328, 397, 428, 437, 486, 637, 638, 645, 654, 656, 662-677, 744, 732, 765, 781
Ведберг, А.
Wedberg, A. 354
Везалий, Андреас Vesalius, Andreas 274
Вергеланн, Хенрик Wergeland, Henrik 94
Вник, Халфдан Wiik, Halfdan
Вико, Джамбаттиста Vico, Giambattista
324—331, 475, 488, 645 Вильгельм Оранский William of Orange
344
Витгенштейн, Людвиг
Wittgenstein, Ludwig
16, 17, 134, 311, 355, 472, 558, 703, 721, 723, 726-729, 735, 768, 773
Виттон, P.
Witton, R. 650
Волф, С. Wolf, S.
742
Вольтер, Франсуа Мари Аруэ Voltaire, Framois Marie Arouet
377, 393, 410, 411, 646 Вригт, Георг Wright, Georg von
281
Вюллэр ЕгиельА.
Wyller, Egil A. 118
Гадамер, Ханс Георг Gadamer, Hans-Georg
752, 754, 764-767, 769, 770,
773, 775
786
Гайденко, П. 676
Гален Galen
170, 171, 248, 251, 273
Галилей, Галилео Galilei, Galileo
126, 130, 270, 279, 295,
Гаман, Иоганн Георг Hamann, Johann Georg 476
Гамсун, Кнут
Hamsun, Knut
581, 759
Ганди, Махатма / Мохандас Gandhi, Mahatma 54
Гарборг, Арне
Garborg, Arne
581, 736
Гарвей / Харви, Уильям Harvey, William 273, 274
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
Hegel, Georg Wilhelm Friedrich 15, 17, 32, 133, 138, 311, 330, 331, 355, 360, 391, 413, 415, 435, 445, 454, 468, 481, 484, 485, 494-523, 553, 555, 574, 617, 618, 638, 645, 660, 662, 704, 715, 735, 737-739, 769, 770
Гегесий
Hegesias 157, 160
Гейзенберг, Вернер Heisenberg, Werner 685, 686
Геласий I Gelasius I
182, 204, 206, 208, 217, 242
Гельвеции, Клод Адриан Helvetius, Claude Adrien
396, 397, 401, 402, 426, 461,
Гельмонт, Ян Helmont, Jan / Joannes 251
Указатель имен
Гемпель, Карл Густав 340, 349, 355, 356, 390, 396,
Hempel, Carl Gustav 401, 402, 413, 459, 464, 634,
705 637, 645, 646, 651, 682
Генрих IV Henry ГУ Гобгауз, Леонард Трелоуни Hobhouse, Leonard Trelawny
208 469
Гераклит Голубкин, Ю.
Heraclitus 242
30-36, 42, 57, 58, 75, 158, 166, 585 Голль, Шарль де
Гердер, Иоганн Готфрид фон Gaulle, Charles de
Herder, Johann Gottfried von 416
324, 327, 331, 473, 476-483,
485, 487, 753 Гомер
Homer
Геродот 295, 329-331, 404, 629
Herodotus 22, 168, 169, 645 Гонорий II Honorius of Ausburg
Герофил 208
Herophilus 1 70 274 Горгий
1/U, Z/4 Gorgias
Гессен, С. 65, 66, 75, 188
488 Гоулд
Гете, Иоганн Вольфганг фон Gould, C.
Goethe, Johann Wolfgang von 139
476, 479, 590, 591 Гранберг, А.
Гиббон, Эдуард Granberg, A.
Gibbon, Edward 762
330 Григорий VII
Гиллиген, Кэрол Gregory VII
Gilligan, Carol 208
774 Григорий IX
Гилье, Ниле Gregory IX
Gilje, Nils 209
Ш
\(\ \lf\
, 1U, 1/U Григорий Турский
Гипатия Gregory of Tours
Hypatia 245
176 Грин, Томас Хилл
• Гиппократ Hippocrates Green, Thomas Hill 430, 437-439
168-170, 248, 273, 345 Гроссетест, Роберт
Гитлер, Адольф Grosseteste, Robert 1Л9
Hitler, Adolf /48
93,415, 416, 590, 611-615, 758 Гроций / де Гроот, Гуго
Гоббс, Томас Hobbes, Thomas Grotius / de Groot, Hugo 241, 273, 292-294, 326
192, 237, 240-242, 273, 276, Грубер, А.
277, 285, 295-309, 324, 326, 325
787
Грюнбаум, Адольф Джентиле, Джованни
Griinbaum, Adolf Gentile, Giovanni
644 415, 616
Гудфилд Джефферсон, Томас
Goodfield, J. Jefferson, Thomas
281 364
Гуссерль, Эдмунд Husserl, Edmund Дизраэли, Бенджамин Disraeli, Benjamin
500, 729, 731, 758 425
Гутманн Gutmann, A. 742 Дильс, Герман Diels, Hermann 31, 69
Дикасон, А.
Dickason, A.
„ Д Дильтей, Вильгельм
Данто, Артур. Danto, Arthur. Dilthey, Wilhelm 324, 325, 485-492, 645, 665, 765, 766
584 Диоген Синопский
Данько, Ю. Diogenes from Sinope
605 160
Дарвин, Чарльз Darwin, Charles
16, 129, 266, 268, 569-575,620, 742
Деборин, Абрам Deborin, Abram
587
Декарт, Рене
Descartes, Rene
16, 60, 119, 129, 131, 173, 185, 190, 195, 196, 223—225, 232, 257, 263, 271, 276, 277, 283, 293, 310-318, 320, 322, 325, 332—334, 336, 338, 339, 344, 345, 354, 442, 443, 500, 620, 708, 715, 749, 753
Демокрит,
Democritus
37—40, 42, 43, 75, 129, 130— 132, 173, 189, 256, 259, 406, 424, 524
Деррида, Жак Derrida, Jacques
752, 754, 765, 768, 770-772,
774, 775
Джеймс, Уильям James, William 596
Дионисий I Dionysios I 86
Дионисий II Dionysios II 86
Достоевский, Федор Dostoyevsky, Fyodor 582, 736
Доукинз, P. Dawkins, R.
574
Дрейфус, Альфред Dreyfus, Alfred, 658
Дройзен, Иоганн Густав
Droysen, Johannes Gustav
324, 485, 486, 489
Дуне Скот, Иоанн Duns Scotus, John 209, 218
Дынник, М. 258
Дюркгейм, Эмиль
Durkheim, Emile
16, 437, 493, 638, 645, 648, 658-662, 677, 679, 752
Дьюи, Джон Dewey, John 596, 645
E
Евклид Euclid
173, 174, 259, 310, 332, 684
Еврипид
Euri pides
67
Заратустра / Зороастр, Zarathustra / Zoroaster 582, 584, 585, 590, 591
Засулич, Вера 548
Зенон из Китиона Zeno of Citium 160
Зенон Элейский Zeno of Elea
135
Зиммель, Георг Simmel, Georg
645, 655-658
И
Ибн аль-Хайсан / аль-Газен Ibn al-Haitham / Alhazen 253
Ибн аль-Шатир Ibn al-Shatir 253
Ибн Исхак, Хунайн Ibn Ishaq, Hunayn 250
Ибн Рушд / Аверроэс Ibn Roshd / AvernMS
219, 245, 248, 252, 253
Ибн Сина / Авиценна Ibn Sina (Avicenna) 245, 248, 251-253
Ибсен, Генрик Ibsen, Henrik 140, 499
Иггерс, Г. Iggers, G. 485, 486
Илтинг Ilting, K.-H.
521
Иннокентий III Innocent III
209
Иннокентий IV Innocent IV
209
Иоанн / Жан Парижский John of Paris / Jean Quidort
237
Иригерей, Люси Irigaray, Luce
741, 742, 744, 745
Исидор Севильский Isidore of Seville
245
Иткин, М.
324
Й
Йегер, Вернер Jaeger, Werner 89
Йорстед, Метте Jorstad, Mette 694
Кавендиш, Уильям Cavendish, William 295
Каган, Ю. 241
Калигула Caligula 749
Кальвин, Жан Calvin, John 203, 313, 674
788
789
Кристина Лакан, Жак
Christina Lacan, Jacques
293, 310 629 •
Кромвель Cromwell Лао-Цзы Lao-tzu
207, 295 57, 58
Кронгауз, М. •7f»r Ларсен, Джудит
/ОЭ Larsen, Judith '
Кроче, Бенедетто 9
Croce, Benedetto 616 Лебедев, А. 31
Крылов, А. 271 • - Левассэр, Тереза
Крымский, Сергей 1 Л Levasseur, Therese 410
Указатель имен
Указатель имен
Камю, Альбер Camus, Albert 323, 394, 581
Кан
Kahn, Ch.H. 31
Кант, Иммануил
Kant, Immanuel
93, 216, 220, 232, 257, 268, 272, 283, 319, 324, 345, 354, 360, 374, 378, 388, 391, 393, 397, 413, 428, 434, 441-452, 454-472, 474, 475, 481, 494— 496, 508, 510, 516, 518, 523, 590, 620, 646, 651, 658, 667, 683-685, 713, 731, 748, 770, 773
Карл Великий Charles the Great 246
Карл I Charles I 295
Карнап, Рудольф Carnap, Rudolf
93, 355, 640, 705, 708, 737, 748
Карнеад Carneades
188, 193-195
Кауфманн Kaufmann, W. 590
Кейес Keyes, C. 165
Кейнс, Джон Мейнард Keynes, John Maynard 439, 440, 518
Кеплер, Иоганн Kepler, Johannes
16, 126, 175, 253, 265, 268-
270, 278, 444
Китчер, Ф. Kitcher, P.
575
Клеанф Cleanthes 160
Климакус, Иоханнес Climacus, John/ Johannes 556, 559
Кожев / Кожевников, Александр Kojeve, Alexandra 738
Кожевников, В. 51
Койре, Александр Коугё, Alexandre 281
Колумб Columbus 597
Кольберг, Лоуренс Kohlberg, Lawrence 744
Комаров, В. 240
Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола де
Condorcet, Antoine Nicolas de 404
Конт, Август Comte, Auguste
130, 144, 384, 404, 437,
645-648, 704
Конфуций Confucius
54-57
Коперник, Николай Copernicus, Nicolaus
126, 175, 253, 265, 267, 269, 444
Корнелл Cornell, D.
744
Котляр, Г. 488
Кранц, В. Krantz, W. 31, 69
Кривцов, Ю. 55
Кристи, Ниле Christie, Nils 654
Кристиан IV Christian IV 263
Ксантиппа Xanthippe 76
Ксеркс Xerxes 779
Куайн, Уиллард ван Орман Quine, Willard van Orman 705
Кудрина, С. 717
Кузанский / Кузанец, Николай Nicolas of Cusa 118, 256
Кузнецов, Владимир 10, 210, 279
Кули, Чарльз X. Cooley, Charles H. 654
Кун, Томас С.
Kuhn, Thomas S.
55, 277, 279, 348, 355, 644, 664, 704, 717, 719, 720
Кьеркегор / Киркегор /
Киркегард, Сёрен
Kierkegaard, S0ren
9, 80, 201, 510, 519, 520, 554—559, 561, 562, 564-568, 581, 582, 735
Л
Лавуазье, Антуан Лоран Lavoisier, Antoine Laurent 274
Леви-Брюль, Люсьен Levy-Bruhl, Lucien
327
Левин, М.
663, 665, 671, 673
Левина, М. 516
Леви-Сгросс, Клод Levi-Strauss, Claude 492, 772
Лейбниц, Готфрид Вильгельм Leibniz, Gottfried Wilhelm
235, 257, 263, 271, 276, 318, 320, 332, 345, 365-368, 411
Ленин, Владимир Ильич Lenin, Vladimir Il'ich
415, 526, 547, 548, 553, 598-
605, 750
Липкин, С.
45
Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci
274
Линтон, Ральф Linton, Ralph 680
Лиотар, Жан-Франсуа Lyotar Jean-Francois
771
Липсет, С. Lipset, S. 615
790
791
Указатель имен
Указатель имен
Локк, Джон Locke, John
41, 60, 72, 109, 195, 224, 257,262, 273, 283, 308, 320, 344-348,350— 365, 369, 370, 374-378,390,393— 396, 400, 402, 408, 413, 417, 434, 442, 454, 461, 468, 498, 516, 620, 637, 704, 708,711, 713, 749, 753, 773
Лосский, Н. 324
Лукач, Дьёрдь
Lukacs, Gyorgy
657, 658
Лукреций Lucretius 40
Луман, Никлас Luhman, Niklas 772
Людовик XIII Louis XIII 293
Людовик XIV, Louis ХГУ
288, 365, 392
Люксембург, Роза Luxemburg, Rosa 599, 600, 605
Лютер, Мартин
Luther, Martin
212, 218, 229, 238-244, 249, 273, 294, 313, 637, 674
.
М
Майстер Экхарт Meister Eckhart 47
Макиавелли, Никколо
Machiavelli, Niccol6
15, 60, 133, 144, 237, 284, 286— 291, 296, 297, 299, 400
Маккарти
McCarthy, T.
773, 775
'
Маковельский, А. 68
Малкольм, Норман Malcolm, Norman
723
Мальтус, Томас Malthus, Thomas
Манн, Томас Mann, Thomas 408-410, 569
Мао Цзе-дун
Мао Tse-tung
56, 417
Марк Аврелий
Marcus Aurelius
161, 172
Марк-Вогау, Конрад Marc-Wogau, Konrad 642
Маркс, Карл
Marx, Karl
15, 32,. 104, 130, 133, 138, 311, 330, 357, 362, 409, 424, 484, 494, 502, 512, 524—548, 550-553, 582, 584, 598, 602 603, 605, 620, 645, 650, 660, 662, 669, 672, 715, 735, 753, 762
Маркузе, Герберт Marcuse, Herbert
521, 605, 617, 703, 754, 758
Марсель, Габриель Marcel, Gabriel 530, 735, 756
Марсилий Падуанский Marsilius of Padua 237, 238
Мах, Эрнест Mach, Ernest 640
Маяцкий, М. iit\
770
Мейзел Meisel, P. 643
Мейнекке, Фридрих Meinecke, Friedrich 477, 478
Мейтс, Б.
Mates, В.
705
Мельтцер, Л. Meltzer, L. 9
Мендель, Грегор Иоганн Mendel, Gregor Johann 571
Мерло-Понти, Морис Merleau-Ponty, Maurice 729
Местр, Жозеф Мари де MaiStre, Joseph Marie de 418, 484, 646
Микельанджело Michelangelo 658
Милль, Джеймс Mill, James 109, 432, 435
Милль, Джон Стюарт
Mill, John Stuart
130, 171, 390, 399, 410, 431-437, 469, 487, 539, 553, 645, 648, 753
Моисей Moses
331, 620
Мозер, Юстус Moser, Justus 478
Монтень, Мишель Эйкем де Montaigne, Michel Eyquem de 313
Монтескье, Шарль де Montesquieu, Charles de
358, 393, 399, 400, 478, 649
Морган, Льюис Генри Morgan, Lewis Henry
552
Морисон Morison, R. 698
Моулсворт Molesworth, W. 324
Мур, Джордж Эдуард Moore, George Edward 352, 375, 705, 723
Муссолини, Бенито Mussolini, Benito
29, 610, 613, 614, 616
Мэн-Цзы Mencius 56
Мюнклер Munkler, H. 109
Мюнстер Mynster . 554, 556
H
Нагель, Эрнест Nagel, Ernest 641
Наполеон Napoleon
94, 483, 498, 519, 590
Наппельбаум, Э. 711, 713
Нарский, И.
379 Неведомская, В.
330
Негг, О. Negt, О. 537
Нейрат, Отто
Neurath, Otto
640, 705
Нерваль, Жерар де Nerval, Gerard de псевдоним Жерара Лабрюни
Gerard Labrunie
734
Нерон
Nero
331
Несс, А. Naess, A.
189, 313, 321, 556
Никифоров, А. 711, 713
Николсон, Л. Nicholson, L. 109
792
793
Указатель имен
Указатель имен
Нисбет, Роберт Nisbet, Robert 650
Ницше, Фридрих
Nietzsche, Friedrich
15, 44, 48, 52, 53, 240, 311, 330, 492, 581-596, 633,657, 658, 664, 667, 674, 752, 753, 766, 770, 774
Новалис / Фридрих фон Гарденберг
Novalis, Friedrich von Hardenberg 475
Нозик, Роберт Nozick, Robert 464
Нольте, Е. Nolte, E. 610
Ньютон, Исаак Newton, Isaac
16, 26, 126, 130, 132, 173,253, 270-272, 276, 279, 280, 365, 393, 395, 443, 451, 512
О
Окин, С.
Okin, S. 435
Оккам, Уильям
Ockham, William 212, 218, 225, 236, 238-241,
273, 344
Ольсен, Регина
Olsen, Regine
554
Орем, Николай •
Oresme, Nicholas •
248
Остин, Джон
Austin, John L. ;
723, 724 Отгон IV
Otto IV
209
Оуэн, Роберт Owen, Robert
435
П
Парацельс Paracelsus
251, 273, 274
Парето, Вильфредо Pareto, Vilfredo 616, 677
Парменид
Parmenides
30 -32, 34-36, 39, 42, 43, 75, 89, 92, 96, 117, 118, 585
Паскаль, Блез Pascal, Blaise
279, 322, 323, 567, 582, 735
Парсонс, Толкотт Parsons, Talcott
493, 621, 645, 654, 657, 676-
679, 681, 682
Пелжински Pelczynski, Z. 521
Перикл
Kencles 36, 67
Пиаже, Жан
Piaget, Jean 446
Пиррон Pyrrho
188, 189, 192, 194
Пирс, Чарльз Сандерс Peirce, Charles Sanders 311, 399, 596, 597
Пифагор Pythagoras
28, 42, 43, 55, 75, 90, 172-174, 232
Платон
Plato
15, 16, 20-22, 36, 38, 43, 65-67, 72, 75, 76, 84, 86-89, 91-121, 127, 133, 135, 137-143, 145-149, 151, 152, 155, 158, 162, 171, 172, 183, 186, 187, 210, 212, 229, 244, 250, 252, 256, 259, 283, 289, 304, 305, 319, 327, 387, 390, 414, 415, 434, 455, 470, 472, 507, 517, 570, 585, 586, 592, 594, 595,
616, 625, 634, 662, 703, 715,
748, 749, 755, 763
Плотин Plotinus
118, 167, 183, 198
Полилов, Н. 590
Попкин, Ричард Popkin, Richard 313
Поппер, Карл Раймунд
Popper, Karl Raimund
17, 192, 230, 259, 261, 320, 346, 348, 355, 385, 398, 399, 546, 629, 640, 642, 643, 664, 703, 709-711, 713-717, 737,
749, 781
Пулантзас, Н. Poulantzas, N. 550
Птолемей Ptolemy 126, 174
Протагор Protagoras
65, 67-70, 72, 75, 189, 192, 376
Радзиевская, С.
724
Райл, Гилберт Ryle, Gilbert
628, 723, 725, 727
Райх, Вильгельм Reich, Wilhelm 632
Ранке, Леопольд фон Ranke, Leopold von 482-485, 487
Расин, Жан
Racine, Jean-Baptiste 404
Рассел, Бертран Russell, Bertrand 15, 312, 705, 707
Рачинский, Г. 592
Резерфорд, Эрнст Rutherford, Ernest 684, 685
Рейган, Рональд Reagan, Ronald 419
Рейхенбах, Ганс Reichenbach, Hans 705
Рикардо, Давид Ricardo, David
308, 408, 410, 431, 438, 539,
540, 645
Рекнесс, О. Rakness, О. 632
Риккерт, Генрих
Rickert, Heinrich
663, 666, 671
Рильке, Райнер Мария Rilke, Rainer Marie 658
Риттер. Ritter, J. 515
Робеспьер, Максимильен Robespierre, Maximilien 417
Рожанский, И. 31
Рокфеллер Rockefeller, S.
742
Ролз, Джон Rawls, John
465, 703, 743, 745-748
Рорти, Ричард Rorty, Richard
752, 754, 765, 770, 773-775
Росс, В. Ross, V.
253
Руднев, В. 169
Рузвельт, Франклин Делано Roosevelt, Franklin Delano 686
794
795
Указатель имен
Указатель имен
Руссо, Жан-Жак
Rousseau, Jean-Jacques
410—417, 422, 425, 441, 476, 494, 637, 646, 752, 753
Руткевич, А. 633
Рьюз, М. Ruse, M.
572, 580
Савиньи, Фридрих Карл фон Savigny, Friedrich Karl von 482—484, 487
Садовский, В. 546
Сартр, Жан-Поль
Sartre, Jean-Paul
394, 509, 510, 581, 660, 675, 704, 729, 733—740, 749, 781
Свасьян, К. 582, 588, 592
Себайн, Джордж Sabine, Georg 523, 611
Секст Эмпирик Sextus Empiricus 65, 188, 189
Семека, Е. 51
Сенека Seneca
158, 161, 172
Сен-Симон, Клод-Анри де Рувруа Saint-Simon, Claude-Henri Rouvroy de 435, 540
Сёрл, Джон Searle, John R. 92, 724, 725
Сибел, Генрих фон Sybel, Heinrich von 485
Сираиси, Н. Siraisi, N. 251
Скирбекк, Гуннар Skirbekk,Gunnar
Слааттелид, Хермунд Slaattelid, Hermund 9
Слекс, И. S10ks, N. 555, 556
Смит, Адам
Smith, Adam
308, 357, 396, 398, 405-408, 431, 539, 540, 553, 645
Сократ
Socrates
55, 66, 72, 75-84, 86, 88, 99, 100, 102, 117, 140, 158, 160, 171, 187, 188, 191, 319, 331, 341, 347, 554, 558, 592, 596, 645, 735, 748
Солон Solon
22, 86, 329
Сорель, Жорж
Sorel, Georges
608, 613
Соссюр, Фердинанд Saussure, Ferdinand de 492
Спенсер, Герберт Spencer, Herbert 648
Спиноза, Барух / Бенедикт де Spinoza, Baruch / Benedictus de 60, 119, 235, 263, 276, 318, 320, 332-343, 345, 365, 507
Сталин, Иосиф Виссарионович Stalin, Joseph
419, 536, 601, 602
Столпнер, Б. 516
Стриндберг, Август Strindberg, August 581
Стросон, Питер Фредерик Strawson, Peter Frederick
723, 727
Тейлор Taylor, Ch.
742
Тейлор, Гарриет Taylor, Harriet 432, 434, 553
Тертуллиан Tertullian 187, 218
Теннис, Фердинанд Tonnies, Ferdinand 645, 650-654, 678
Токвиль, Алексис де Tocqueville, Alexis de
130, 435, 645, 648-650, 753
Тонг, Шиджун Tong, Shijun 10
Тулмин, Стивен Toulmin, Stephen 281, 723
Тюрго, Анн Робер Жак Turgot, Anne Robert Jacques 404
Уайтхед, Алфред Порт Whitehead, Alfred North 705
Уиздом, Джон Wisdom, John
723
Уилсон, Э. Wilson, E.
577
Уинч, Питер Winch, Peter 659, 728, 732
Уорли, Рональд Worley, Ronald 9
Ф
Фалес Thales
5, 174
22-31, 37, 42, 55,
Фанон, Франц Fanon, Franz 509, 739
Февр, Люсьен Febvre, Lucien 493
Фейербах, Людвиг Андреас Feuerbach, Ludwig Andreas 527, 528, 531, 532, 584
Фейерабенд, Пауль / Пол Feyerabend, Paul 720-
Фёрстер-Ницше, Элизабет Forster-Nietzsche, Elisabeth 581
Филиппов, А. 676
Филмер, Роберт Filmer, Robert 344
Филон Philo
176, 369
Фишер Fischer, I. 109
Флёрова, В.
52
Флисс, Вильгельм Fliess, Wilhelm 637
Фома Аквинский
Thomas Aquinas
120, 186-188, 209, 212-231, 233, 237, 239, 242, 258, 289, 354, 377, 419, 461, 586
Форель, Август-Анри Forel, August-Henry 640
Франк, Филип Frank, Philip 640
Фрасимах Thrasymachus 65-67, 75, 171
Фреге, Готлоб Frege, Gottlob 705
Фрейд, Зигмунд
Freud, Sigmund
161, 240, 268, 303, 342, 424, 574, 620-644, 673, 676, 752, 753, 76, 770
Фредерик III Frederik III 263
796
797
Указатель имен
Фрейзер, Н.
Fraser, N. 744
Фридрих II Frederick II, 209
Фромм, Эрих Fromm, Erich 531
Фукидид Thucydides
168, 169, 645 Фуко, Мишель Foucault, Michel
752, 754, 765, 768, 770-775 Фурье, Шарль Fourier, Charles
435, 540
Хабермас, Юрген
Habermas, Jbrgen
17, 93, 134, 192, 309, 341, 347, 348, 355, 399, 434, 469, 503, 533, 596, 597, 605, 619, 644, 676, 682, 699, 702, 719, 724, 743, 752, 754, 762, 763, 767, 770, 775-782
Хайдеггер, Мартин
Heidegger, Martin
15, 17, 282, 347, 355, 558, 581, 657, 702, 729, 735, 752, 754— 758, 762-766, 770, 771, 774
Хендерсон
Henderson, A.
Хестанов, Р.
774
Хестанова, И. 774
Хильдегард из Бингена Hildegard of Bingen 249
Хёгерстрём, Аксель Hagerstrom, Axel 750
Холодковский, Н. 501
Холтон Holton, G. 698
798
Хомик, А.
629, 633, 642
Хомский / Чомски, Ноам Chomsky, Noam
729
Хоркхаймер, Макс Horkheimer, Max
754, 776 Хоурани Hourani, G.F.
252
Хрисипп Chrysi ppus
Христос
53, 55, 180, 188, 198. 199, 203, 218, 219, 227, 228, 564
Хук, С. Hook, S.
640
Хэмпшир, Стюарт Hampshire, Stuart 723, 727
Ц
Цезарь
Caesar
590
' '
Церетели, С. 379
\
Цицерон Cicero
161-165, 172, 325, 327, 645
Ч
Чжуан-Цзы Chuang Tzu
57
Ш
Шейнман-Топштейн, С. 464
Шеллинг, Фридрих Вильгельм фон Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph von 475, 583
Шиллер, Фридрих фон Schiller, Friedrich von 476
Шлейермахер, Фридрих
Schleiermacher, Friedrich
481, 482, 765, 766
Шлехта Schlechta, К. 584
Шлик, Мориц Schlick, Moritz 705
Шлипп Schlipp, P. 708
Шмандт Schmandt, H. 617
Шмитт, Карл Schmitt, Carl 192
Шопенгауэр, Артур Schopenhauer, Arthur 44, 52, 581
Шпенглер, Освальд Spengler, Oswald 633
Штегмюллер, Вольфганг Stegmuller, Wolfgang 279
Штирнер Макс
Stirner, Max 606
Штраус, Давид Фридрих Strauss, David Friedrich 483
Э
Эбертс, П.
Eberts. P.
65б
Эйнштейн, Альберт Einstein, Albert
512, 620, 640, 683, 686-688, 778
Эйхманн, Адольф Eichmann, Adolf . 761
Элленбергер Ellenberger, H. 640
Элстер, Ион Elster, Jon
545, 571, 772
Эмпедокл Empedocles
36-38, 42, 75, 632
Указатель имен
Энгельс, Фридрих Engels, Friedrich
524, 526, 533, 536, 540, 548,
Эпиктет Epictetus
161
Эпикур Epicurus
40, 155-157, 173, 176, 524 Эрасистрат Erasistratus
170, 274
Эриугена, Иоанн Скот Eriugena, Johannes Scotus 217
Ю
Юдин, А. 605^
Юлиана из Норвича Julian of Norwich 249
Юм, Давид
Hume, David
53, 60, 93, 190, 195, 257, 262, 318, 323, 345, 351, 353, 360, 373, 375-381, 383-391, 401, 410, 418, 422, 442-444, 448, 451, 452, 460, 474, 476, 546, 574 587, 683, 704 708, 711 713, 732, 748, 753
Юнг, Карл Густав Jung, Carl Gustav 640
Юстиниан I Justinian I 87, 250
Я
Якобсон, Роман Jakobson, Roman 493
Яковлев, А.
705 Янг, М.
Young, M.
Ш
Ясперс, Карл Jaspers, Karl
347, 582, 735, 756, 758 Яхода, Мэри Jahoda, Marie
621
- История философии.1996 (Скирбекк г., Гилье н.)
- Оглавление
- Глава 1.
- Глава 28.
- Глава 29.
- Глава 30.
- Введение. Зачем нужно изучать философию?
- Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений Греческий полис: Человек-в-сообществе
- Анаксимандр и Анаксимен
- Гераклит и Парменид
- Примирители: Эмпедокл и Анаксагор
- Демокрит
- Пифагорейцы
- Обзор индийских и китайских учений Предпосылки индийской философии
- Упанишады
- Буддистская философия
- Бхагавадгита
- Конфуций
- Даосистская философия
- Глава 2. Софисты и сократ Софисты
- Органы афинской демократии и способы их избрания
- Глава 2. Софисты и Сократ
- Глава 3. Платон - идеальное государство: образование и вся власть "экспертам"
- Знание и бытие
- Государство и идея добра
- Этическая ответственность искусства
- История философии
- Глава 4. Аристотель - politeia:политика как разумная жизнь в сообществе
- Идея или субстанция - Платон и Аристотель
- Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины
- Аристотель и экологи
- "Праксис" - разумные действия
- Семья Рождение
- Искусство - имитация и катарсис
- Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе
- Глава 5. Поздняя античность Обеспечение личного счастья
- Стоики - обеспечение личного счастья
- Неоплатонизм
- Историография
- Медицина
- Юриспруденция
- Математика
- Физика и химия
- Астрономия
- Филология
- Женщины-ученые в античности
- Глава 6. Средние века Христианство и философия
- Папа и король - два правителя в одном государстве
- Августин
- Августин - вера и разум
- Скептицизм
- Опровержение скептицизма Августином
- Августин как христианский неоплатоник
- Знание и воля
- Геласий и учение о двух властях
- Проблема универсалий
- Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо
- Фома Аквинский - гармония и синтез
- Онтология
- Категории
- Актуальность и потенциальность
- Причины
- Форма и материя
- Душа и тело
- Эпистемологи
- Антропология и моральная философия
- Онтологический аргумент (Ансельм)
- I) Космологический аргумент
- 2) Каузальный аргумент
- 3) Аргумент, основывающийся на необходимости
- 4) Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия
- 5) Телеологический аргумент
- Проблема зла
- Оккам - от синтеза к скептицизму
- Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера
- Университетская традиция
- Арабская философия и наука
- Глава 7. Новое время и возникновение естествознания Экспериментальное математическое естествознание
- Коперник и Кеплер
- Галилей и Ньютон
- Биологические науки
- Механистическая картина мира и связь души и тела
- Человек как субъект
- Глава 8. Ренессанс и реальная политика1 Макиавелли - политика как манипуляции
- Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)
- Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение
- Общество как часовой механизм
- Естественный закон как норма разума
- Учение о движении
- Либеральность и либерализм
- Глава 10. Человек между сомнением и верой Декарт - методическое сомнение и доверие разуму
- Паскаль - доводы разума и доводы сердца
- Вико - история как модель
- Глава 11. Спиноза - рационализм и система Субстанция и атрибуты
- Необходимость и свобода
- Глава 12. Локк - просвещение и равенство
- Эпистемология и критика познания *
- Политическая теория - индивид и его права
- Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония
- Цель и причина - новый синтез
- Лучший из всех возможных миров
- Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма
- Субстанции - нет, Богу - да!
- Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика Эмпирицистская критика. Представление о причинности
- Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"
- Глава 16. Просвещение - разум и прогресс Наука и модернизация
- Гражданское благосостояние
- Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды
- Смит - экономический либерализм
- Руссо - реакция против философий Просвещени
- Берк - консервативная реакции
- Глава 17. Либерализм и утилитаризм Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа
- Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии
- Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали
- Кантонская политическая теория
- Суждение - телеология и эстетика
- Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
- Гердер и историцизм
- Шлейермахер и герменевтика
- Историческая школа - Савиньи и Ранке
- Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук
- Распад исторической школы
- Глава 20. Гегель - история и диалектика
- Рефлексия, диалектика, опыт
- Господин и раб - борьба за признавании социальную идентичность
- Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным
- Капитализм, бюрократия и государство
- Критика взглядов Гегеля
- Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба
- Диалектика и отчуждение
- Маркс: Религиозный уровень Политические и социальные уровни Экономический уровень
- "Материализм"
- Исторический материализм
- Прибавочная стоимость и эксплуатация
- Производительные силы и производственные отношения
- Критика взглядов Маркса
- Энгельс - семья с марксистской точки зрения
- Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония
- Непосредственная и экзистенциальная коммуникации
- Три стадии жизненного пути
- Назидательная интерпретаци
- Синтезирующая интерпретация
- Иронически-рефлексивная интерпретация
- Субъективность есть истина
- Демократия как демагогия
- Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека
- Естественный отбор и происхождение человека
- Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор
- Глава 24. Ницше и прагматизм
- "Бог умер" - европейский нигилизм
- Критика метафизики и христианства
- Моральная философия
- Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение
- Эпистемология
- Американский прагматизм (Пирс)
- Глава 25. Социализм и фашизм Коммунизм. Ленин: партия и государство
- Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм
- Социализм - экономическая и политическая власть
- Анархизм и синдикализм
- Глава 25. Социализм и фашизм
- Фашизм - национализм и порядок
- Фашизм — кризис и действие
- Фашизм и экономика
- Фашизм и расизм
- Глава 26. Фрейд и психоанализ
- Психоанализ и новое понимание человека
- Сновидения как ворота к подсознанию
- Фрейдовское учение о сексуальности
- Ментальный аппарат
- Вытесненная культура и чувство вины
- Психоанализ и философия науки
- Глава 27. Развитие общественных наук Предпосылки
- Конт — «верховный жрец» социологии
- Токвиль — американская демократия
- Теннис — общность и общество
- Зиммель — социальная ткань
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- Вебер — рациональность и героический пессимизм Философия науки и идеальные типы
- Типы действия и формы легитимации
- Протестантизм и капитализм
- Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
- Парсонс — действие и функция
- Эмоции — эмоциональная нейтральность1
- Универсализм — партикуляризм
- Ориентация на себя — ориентация на коллектив
- Предопределенное — достигнутое
- Глава 28. Новые успехи естествознания Эйнштейн и современная физика
- Глава 29. Обзор современной философии
- Логический позитивизм
- Поппер и «критический рационализм»
- Витгенштейн — философия как практика
- Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр
- Ролз — справедливость и права человека
- Глава 30. Современность и кризис Критика современности
- Хайдеггер и поэтическое
- Аренд и vita active
- Гадамер и герменевтическая традиция
- Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика
- Хабермас и аргументация