Критика взглядов Маркса
В предыдущих разделах мы, следуя определенной интерпретации, коснулись ряда основных идей Маркса. Остановимся теперь на некоторых аспектах их критики.
Несомненно, Маркс является одним из тех политических теоретиков, которые оказали самое большое влияние и на политику,
1 Капитализм, согласно Марксу, имеет врожденную тенденцию к снижению нормы прибыли (См., например, J.Elster. Making Sense of Marx. - Cambridge, 1985.-Pp. 155-161.)
545
и на теоретические дебаты. Оценки его идей могут быть даны с точки зрения разных "групп интересов". Только немногие политические теоретики так искажались и неправильно представлялись, как Маркс. Но и немногих так сильно почитали, как его.
Мы можем с уверенностью сказать, что Маркс был пионером по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, он осознал деградацию человека (отчуждение/обнищание), которая является следствием частно-капиталистических отношений. Во-вторых, он стремился найти лечение этой болезни на пути анализа базисных структур капитализма. Другой вопрос заключается в том, свободен ли от ошибок Марксов анализ человеческой деградации и экономических законов и, особенно, насколько он приемлем сегодня.
Рассмотрим вкратце некоторые общие аргументы против учения Маркса.
Маркс утверждает, что все социальные теории являются выражением идеологии (деформированного классовым интересом сознания). Но так как то, что говорит сам Маркс, также является тео-. рией, то его утверждение выбивает почву из-под его собственной теории.
Этот аргумент, фиксирующий самореферентную противоречивость теории Маркса, имеет различные формулировки, которые, видимо, восходят к экономическому детерминизму. Но мы уже отмечали1, что было бы неверным приписывать Марксу радикальный вариант экономического детерминизма.
Теория Маркса не является эмпирической.
Теория Маркса является как эмпирической, так и философской. Могут быть выдвинуты доводы, что ее эмпирическая "часть" недостаточно эмпирична. Они, несомненно, не являются серьезными, если не принять, что все, сказанное Марксом, истинно.
Но иногда подобные возражения выдвигаются из эмпирицист-ского лагеря2. Диалектика дескать в принципе является пустой болтовней, и мы не можем предсказывать будущее. [Ср. аргументы Юма и Поппера о невозможности предвидения будущего]. Сказанное нами выше об эмпирицизме, трансцендентальной философии и диалектике делает этот аргумент проблематичным.
Не занимая отрицательную позицию по отношению ко всей диалектике, однако, можно возразить, что Маркс и марксизм в
1 См. выше раздел "Исторический материализм".
2 См. К.Поппер. Открытое общество и его враги. Перевод под общей редак
цией В.Садовского. - М., 1992.
546
общем не объясняют, когда делаемое ими утверждение является в том или ином смысле философским и когда - эмпирическим в научном смысле. Это - важный момент. Если Маркс утверждает, что, например, высказывание "кризисы капитализма будут становиться все острее и острее" является истиной всегда, независимо от того, что происходит на самом деле, то ясно, что это высказывание не может быть эмпирическим, так как эмпирические утверждения характеризуются тем, что могут быть фальсифицированы или верифицированы в свете действительно происходящего. Но если это высказывание является философским, то оно, по крайней мере до некоторой степени, должно выдержать альтернативное обсуждение в философской аргументации "за" и "против". В любом случае теория Маркса не представляет собой непогрешимую истину для посвященных. (Это обстоятельство делает более сложным тезис о том, что теоретические точки зрения определяются классовой принадлежностью. Но мы уже говорили, что в своей крайней форме этот тезис не является обоснованным).
Некоторые ученые раздражаются или приходят в состояние замешательства, когда марксизм рассматривается как "научный со-циализм". В англоязычных странах слово наука обозначает эмпирические естественные науки, а не философию. Но в марксизме это слово используется в соответствии с немецким (гегелевским) словоупотреблением, согласно которому философия также рассматривается как наука (Wissenschaft).
Некоторые предсказания Маркса оказались неправильными.
Рассмотрим и этот момент.
Маркс предсказал, что развитие капитализма будет вести к возрастанию классовых различий (авторы вообще избегают употреблять термины противоречие, противоположность- В. К.). Должны возникнуть меньшинство капиталистов и все увеличивающееся большинство пролетариев, находящихся на грани физического выживания.
Но в настоящее время большинство рабочих в США и в северо-западной Европе обладают таким уровнем личного потребления, который не соответствует марксовой теории обнищания. С другой стороны, сегодня есть много людей, которые плохо питаются, недоедают и голодают. (Ленин при оценке перспектив будущего развития особенно сильно настаивал на учете различий между империалистическими и колониальными странами).
Кроме того, марксово понятие класса связано не с потреблением, а с собственностью на средства производства. Поэтому, ес-
547
ли марксова теории обнищания и может быть частично опровергнута, то из этого не следует, что "пролетаризация" в смысле этого понятия не происходит даже в странах с высоким уровнем личного потребления. Исследования показывают, что в результате деятельности крупных международных корпораций мелкие предприниматели часто закрывают свое дело. Происходит также увеличение числа "служащих", то есть лиц, не обладающих средствами производства1. Но вопрос, в какой степени "рабочий класс" в смысле марксового определения классов будет стремиться (и обладать возможностью) к совершению всемирной революции, которая бы вела к бесклассовому, разумному и гуманному обществу, в лучшем случае, мягко выражаясь, остается открытым.
Далее, некоторые ученые утверждают, что теория Маркса является неправильной, так как революция произошла в неразвитой России, а не в странах с наиболее развитым капитализмом. На это возражение ответил Ленин, указав, что капитализм следует рассматривать как международную систему. Во всемирном масштабе капитализм являлся очень зрелым, хотя это и не относилось к России. Революция произошла в стране, где капитализм был самым слабым, то есть в России2.
В настоящее время понятие класса и, следовательно, понятие классовой борьбы являются проблематичными.
В той степени, в которой понятие класса определяется через отношение собственности на средства производства, ряд проблем возникает и в современном капитализме.
Так, лица, которые занимаются бизнесом, могут не быть его владельцами. В принципе, занятые в бизнесе вообще могут не иметь в нем какой-либо личной "собственнической заинтересованности". Они могут заниматься им потому, что наняты в силу их квалификации и подготовки, а не по праву наследования собствен-
1 Если мы хотим "сохранить" марксово понятие класса, ограничивая его от
ношением собственности на средства производства, то возникает следующий
вопрос: Будет ли такое понятие класса достаточно содержательным? Ведь со
гласно ему, и рабочий на автомобильном заводе в Детройте, и служанка в ин
дийском штате Керала являются "пролетариями". Но не упускаем ли мы при
этом весьма существенные различия между ними, которые нельзя объяснить
только такими факторами, как идеологическая обработка. Эти различия вопло
щены в конкретных материальных структурах - например, в разных уровнях
потребления и доступа к ресурсам.
2 См. Письма к Вере Засулич. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Издание
второе. Т. 19. - С. 250-251; Т. 35. - С. 136-137. Ссылки на произведения К.Маркса
и Ф.Энгельса в дальнейшем даются по этому изданию.
548
ности. Они могут получать относительно фиксированное жалованье, то есть не обязательно автоматически соответствующее уровню прибыли. Следовательно, проблематично говорить, что капиталисты, которые формально владеют средствами производства, являются лицами, решающими, как использовать эти средства. По крайней мере, необходимо различать формальное владение средствами производства и их фактическое использование. К этому можно добавить, что, хотя сегодня эти функции часто разделены между двумя группами, обе они при этом действуют в рамках капитализма.
Современный капитализм отнюдь не является чистой рыночной системой, так как во многих случаях в нем существуют монополии и государственное вмешательство. Можно даже сомневаться в том, до какой степени предприниматели действуют в соответствии с "принципом банкротства". Когда частному предприятию угрожает банкротство, его администрация часто обращается к политическим деятелям и объясняет, что рабочие места находятся под угрозой сокращения. Оказание экономической поддержки в виде различных правительственных программ типа налоговых скидок, субсидий и т.д. становится, таким образом, частью игры по сохранению жизнеспособности бизнеса. Можно также добавить, что система личных связей между бизнесменами, по-видимому, также является важным фактором экономических отношений, которые не сводятся к конкуренции и монополизации.
Это означает, что менеджер, которому нет необходимости владеть средствами производства и чья заработная плата не зависит от изменяющейся прибыли, не всегда вынужден следовать правилам "капиталистической системы". Следовательно, проблематично утверждать, что владельцы и управляющие вместе образуют класс капиталистов, потому что должны действовать согласно капиталистическим принципам. Это утверждение должно быть уточнено и конкретизировано перед тем, как мы решим, в каком смысле оно может быть истинным или ложным.
Если классовая принадлежность определяется на основе того, кто получает прибыль, то мы сталкиваемся с иными проблемами.
Рабочий производит прибавочную стоимость. Капиталист получает прибыль. Но как быть с теми, кто получает заработную плату в общественном секторе и не работает на капиталиста, то есть с теми, кто не производит прибыль непосредственно? Эта группа так называемой непроизводительной рабочей силы значительно выросла численно благодаря возникновению "государст-
549
венно-организованного" общества. К этой группе принадлежат государственные служащие всех видов в сферах обороны, образования, науки, управления, здравоохранения и т.д. К какому классу они принадлежат? Ведь между ними существуют очень большие различия в уровне заработной платы, образования, не говоря уже об установках. Общим для этой группы является то, что ее члены тем или иным образом способствуют функционированию системы. Можно сказать, что они обеспечивают лучшую эффективность производства для рабочих, которые создают прибыль.
В заключение мы можем спросить, вся ли прибыль основана на эксплуатации рабочих, или, возможно, некоторая часть сверхприбыли является результатом нещадного использования природных ресурсов, то есть их безжалостного истощения и бескомпенсационной, невосполнимой эксплуатации. Такая "сверхприбыль" может приносить рабочим выгоду в виде увеличения их заработной платы (см. уровень зарплаты в такой нефтедобывающей стране, как Кувейт). В этой ситуации рабочие и служащие как получатели заработной платы и капиталисты как получатели прибыли находятся в одном и том же положении.
Выше мы указали на некоторые проблемы, связанные с марк-совым учением. Подлинное разъяснение проблемы предполагает ее научное исследование. Мы только напомним читателю, что понятия типа класса и классовой борьбы не являются ясными и самоочевидными. Это означает не то, что "классы" и "классовая борьба" не существуют, а то, что необходимо разъяснение как того, что может подразумеваться под этими словами, так и того, как оценить в каждом отдельном случае плодотворность этих основных понятий1.
Маркс упускает из виду значение природных факторов.
Первостепенную роль для Маркса играет взаимосвязь между производительными силами и производственными отношениями. Он, по-видимому, не придает особого значения природным факторам. К ним относятся сырье, климат, воздух, вода и т.д. Они, конечно, необходимы для экономики. Но Маркс в основном рассматривал эти факторы в качестве постоянных, неизменных и, следовательно, таких, которым человек мало чем мог навредить. Во времена Маркса такое представление было достаточно оправ-
1 Более детально о понятии класса и его отношении к политическим фактам см. N.Poulantzas. Political Power and Social Classes. London, 1978. См. также К.Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Т. 8. С. - 115-217.
550
данным, и потому в предсказаниях Маркса не было ничего, что указывало бы на важные изменения в этой области. Маркс предсказывал, как мы знаем, что капитализм "взорвется", помимо прочего, из-за перепроизводства. Кризис капитализма привел бы к революции, потому что капитализм слишком иррационален, чтобы предотвратить перепроизводство. В этом Маркс оказался не прав. Вплоть до сего дня капитализм сумел избежать такого кризиса путем создания потребительского общества во многих странах1.
Одновременно выявилось, что бывшие восточно-европейские социалистические, страны оказались неспособными решить экологические проблемы разумным и эффективным путем. Печальным примером является загрязнение окружающей среды в Польше и бывшей Чехословакии. Итак, экологический кризис не является внутренней проблемой капитализма. Жесткие системы управления в бывших социалистических государствах ясно показали, что "природные условия" породили трудности для марксизма даже на его родной почве.
- История философии.1996 (Скирбекк г., Гилье н.)
- Оглавление
- Глава 1.
- Глава 28.
- Глава 29.
- Глава 30.
- Введение. Зачем нужно изучать философию?
- Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений Греческий полис: Человек-в-сообществе
- Анаксимандр и Анаксимен
- Гераклит и Парменид
- Примирители: Эмпедокл и Анаксагор
- Демокрит
- Пифагорейцы
- Обзор индийских и китайских учений Предпосылки индийской философии
- Упанишады
- Буддистская философия
- Бхагавадгита
- Конфуций
- Даосистская философия
- Глава 2. Софисты и сократ Софисты
- Органы афинской демократии и способы их избрания
- Глава 2. Софисты и Сократ
- Глава 3. Платон - идеальное государство: образование и вся власть "экспертам"
- Знание и бытие
- Государство и идея добра
- Этическая ответственность искусства
- История философии
- Глава 4. Аристотель - politeia:политика как разумная жизнь в сообществе
- Идея или субстанция - Платон и Аристотель
- Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины
- Аристотель и экологи
- "Праксис" - разумные действия
- Семья Рождение
- Искусство - имитация и катарсис
- Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе
- Глава 5. Поздняя античность Обеспечение личного счастья
- Стоики - обеспечение личного счастья
- Неоплатонизм
- Историография
- Медицина
- Юриспруденция
- Математика
- Физика и химия
- Астрономия
- Филология
- Женщины-ученые в античности
- Глава 6. Средние века Христианство и философия
- Папа и король - два правителя в одном государстве
- Августин
- Августин - вера и разум
- Скептицизм
- Опровержение скептицизма Августином
- Августин как христианский неоплатоник
- Знание и воля
- Геласий и учение о двух властях
- Проблема универсалий
- Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо
- Фома Аквинский - гармония и синтез
- Онтология
- Категории
- Актуальность и потенциальность
- Причины
- Форма и материя
- Душа и тело
- Эпистемологи
- Антропология и моральная философия
- Онтологический аргумент (Ансельм)
- I) Космологический аргумент
- 2) Каузальный аргумент
- 3) Аргумент, основывающийся на необходимости
- 4) Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия
- 5) Телеологический аргумент
- Проблема зла
- Оккам - от синтеза к скептицизму
- Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера
- Университетская традиция
- Арабская философия и наука
- Глава 7. Новое время и возникновение естествознания Экспериментальное математическое естествознание
- Коперник и Кеплер
- Галилей и Ньютон
- Биологические науки
- Механистическая картина мира и связь души и тела
- Человек как субъект
- Глава 8. Ренессанс и реальная политика1 Макиавелли - политика как манипуляции
- Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)
- Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение
- Общество как часовой механизм
- Естественный закон как норма разума
- Учение о движении
- Либеральность и либерализм
- Глава 10. Человек между сомнением и верой Декарт - методическое сомнение и доверие разуму
- Паскаль - доводы разума и доводы сердца
- Вико - история как модель
- Глава 11. Спиноза - рационализм и система Субстанция и атрибуты
- Необходимость и свобода
- Глава 12. Локк - просвещение и равенство
- Эпистемология и критика познания *
- Политическая теория - индивид и его права
- Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония
- Цель и причина - новый синтез
- Лучший из всех возможных миров
- Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма
- Субстанции - нет, Богу - да!
- Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика Эмпирицистская критика. Представление о причинности
- Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"
- Глава 16. Просвещение - разум и прогресс Наука и модернизация
- Гражданское благосостояние
- Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды
- Смит - экономический либерализм
- Руссо - реакция против философий Просвещени
- Берк - консервативная реакции
- Глава 17. Либерализм и утилитаризм Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа
- Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии
- Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали
- Кантонская политическая теория
- Суждение - телеология и эстетика
- Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
- Гердер и историцизм
- Шлейермахер и герменевтика
- Историческая школа - Савиньи и Ранке
- Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук
- Распад исторической школы
- Глава 20. Гегель - история и диалектика
- Рефлексия, диалектика, опыт
- Господин и раб - борьба за признавании социальную идентичность
- Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным
- Капитализм, бюрократия и государство
- Критика взглядов Гегеля
- Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба
- Диалектика и отчуждение
- Маркс: Религиозный уровень Политические и социальные уровни Экономический уровень
- "Материализм"
- Исторический материализм
- Прибавочная стоимость и эксплуатация
- Производительные силы и производственные отношения
- Критика взглядов Маркса
- Энгельс - семья с марксистской точки зрения
- Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония
- Непосредственная и экзистенциальная коммуникации
- Три стадии жизненного пути
- Назидательная интерпретаци
- Синтезирующая интерпретация
- Иронически-рефлексивная интерпретация
- Субъективность есть истина
- Демократия как демагогия
- Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека
- Естественный отбор и происхождение человека
- Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор
- Глава 24. Ницше и прагматизм
- "Бог умер" - европейский нигилизм
- Критика метафизики и христианства
- Моральная философия
- Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение
- Эпистемология
- Американский прагматизм (Пирс)
- Глава 25. Социализм и фашизм Коммунизм. Ленин: партия и государство
- Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм
- Социализм - экономическая и политическая власть
- Анархизм и синдикализм
- Глава 25. Социализм и фашизм
- Фашизм - национализм и порядок
- Фашизм — кризис и действие
- Фашизм и экономика
- Фашизм и расизм
- Глава 26. Фрейд и психоанализ
- Психоанализ и новое понимание человека
- Сновидения как ворота к подсознанию
- Фрейдовское учение о сексуальности
- Ментальный аппарат
- Вытесненная культура и чувство вины
- Психоанализ и философия науки
- Глава 27. Развитие общественных наук Предпосылки
- Конт — «верховный жрец» социологии
- Токвиль — американская демократия
- Теннис — общность и общество
- Зиммель — социальная ткань
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- Вебер — рациональность и героический пессимизм Философия науки и идеальные типы
- Типы действия и формы легитимации
- Протестантизм и капитализм
- Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
- Парсонс — действие и функция
- Эмоции — эмоциональная нейтральность1
- Универсализм — партикуляризм
- Ориентация на себя — ориентация на коллектив
- Предопределенное — достигнутое
- Глава 28. Новые успехи естествознания Эйнштейн и современная физика
- Глава 29. Обзор современной философии
- Логический позитивизм
- Поппер и «критический рационализм»
- Витгенштейн — философия как практика
- Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр
- Ролз — справедливость и права человека
- Глава 30. Современность и кризис Критика современности
- Хайдеггер и поэтическое
- Аренд и vita active
- Гадамер и герменевтическая традиция
- Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика
- Хабермас и аргументация