logo search
Бохенский В

§ 13. Историцизм и немецкая философия жизни

А. Характеристика. Историцизм. Философские направления, соответствующие в Германии французской философии жизни и английскому прагматизму, это историцизм и биологизирующая философия. Весьма различаясь между собой, они все же имеют важнейшую общую черту. Это, как и у Бергсона и Джемса, глубокое понимание живого развития, а также отрицание ценности естественнонаучных подходов, когда речь идет о жизни. К тому же они находятся под сильным влиянием Фридриха Ницше (1844-1900).

Более крупное из этих двух течений, историцизм, опирается как на свой главный источник на мощное развитие исторических наук в Германии второй половины XIX века. Наряду с Ницше, его крёстными отцами являются оригинальный релятивистский кантианец Георг Зиммель (1858-1918), еще более философ духовной жизни Рудольф Ойкен (1846-1926) и особенно крупный историк и теоретик истории Вильгельм Дильтей (1833-1911). Как видно из самого его названия, историцизм особо связан с изучением истории и, следовательно, духовного развития. История оказывается в центре философствования. Согласно представителям этого направления, ее нельзя постичь ни методами естественных наук, ни с помощью какого бы то ни было рационального приема. В своем течении она уже охватывает все мышление. Из того взгляда вырастает радикальный иррационализм и более или менее акцентируемый релятивизм.

Другое направление, образуемое чистой философией жизни, меньше ориентируется на историю, это биологазаторское философствование. Развитие здесь понимается не как историческое развитие духа, а как поток жизненных элементов в широком смысле. Его самым красноречивым и влиятельным представителем в период между двумя мировыми войнами был Людвиг Клагес. Мы коротко изложим важнейшие положения взглядов Дильтея, затем скажем о его наиболее известных учениках, после чего перейдем к Клагесу.

В. Вильгельм Дильтей. Принадлежа к уже прошедшей эпохе, Вильгельм Дильтей (1833-1911) стал оказывать наибольшее влияние после первой мировой войны. Его и надо рассматривать с учетом этого обстоятельства. Будучи выдающимся историком, он вышел из позитивизма, но воспринял также сильное влияние кантианства. В этом отношении он типичный мыслитель XIX века. В то же время его следует причислить к философам кризиса рубежа веков, ибо он сумел преодолеть оба эти влияния и перешел к иррационалистическому релятивизму. Его центральная проблема - это жизнь и понимание жизни. Жизнь он истолковывает телеологически, как совокупность стремлений и замкнутое единство: «Это связь, охватывающая весь род человеческий». Всякое проявление жизни имеет значение, поскольку оно как знак выражает нечто принадлежащее жизни. В теории познания Дильтей выступает против интеллектуалистских учений: мы познаем не рассудком, а всей целостностью нашей души, а наличие внешнего мира мы констатируем с помощью нашей воли при встрече с сопротивлением. Дильтей разработал основательную гносеологию наук о духе (герменевтику), покоящуюся на следующих трех принципах. Историческое познание есть сам о осмысление; понимание это не то же, что объяснение, это не рациональная функция, оно осуществляется всеми эмоциональными силами души; понимание есть движение от жизни к жизни, ибо сама действительность есть жизнь. Только через взаимодействие всех душевных сил и их связь во мне я схватываю общие связи.

К концу своей жизни Дильтей пришел к учению о мировоззрениях: мировоззрение сводится к человеческой позиции и разным жизненным установкам. Самого человека и его философию надо снова погрузить в исторический поток и тогда в истории обнаруживаются три типа философий, которым соответствуют три жизненных установки. Если господствует рассудок, возникает позитивистский материализм; если преобладает чувственная ориентация, получается объективный пантеистический идеализм; а преобладающая волевая ориентация дает идеализм свободы Платона, христианства или Канта. Философия, как все человеческое, целиком релятивна. «Релятивность любого вида человеческой точки зрения есть последнее слово исторического мировоззрения, все в процессе текуче, ничто не пребывает». Своим релятивизмом и выдвижением жизни вместо разума философия Дильтея, содержащая еще многие другие стороны, оказала большое влияние на современную философию. Среди этих других сторон мы упомянем только его теорию времени, возвещающую уже философию Хайдеггера.

В. Последователи Дильтея. Воздействие философии Дильтея испытали многие мыслители, нередко сильно различающиеся между собой. С одной стороны, здесь надо назвать протестантского теолога Эрнста Трёльча (1865-1923), занимавшегося философией религии и истории, а также историей культуры, с другой стороны, - настоящую школу Дильтея, члены которой исходили из разных сторон его философии, но все отдавали дань историцизму. На первом месте здесь стоит Эдуард Шпрангер (1882-1963), прославившийся своими работами по философии культуры, психологии и педагогике. Далее идут Эрих Ротхаккер (1888-1965), Георг Миш (род. в 1878) и Ганс Фрейер (род. в 1887). Гораздо меньше зависит от Дильтея Теодор Литт (1880-1962), но и его можно причислить к этой школе. Таковы лишь ведущие представители широко разветвленного движения.

Кроме этой школы у ряда мыслителей, не могущих считаться в строгом смысле дильтеевцами, заметны по меньшей мере следы влияния историцизма, проявляющегося в их большом интересе к философии истории. Назовем прежде всего Освальда Шпенглера (1880-1936) - автора книги «Закат Европы» (1918-1922), получившей широкую известность в послевоенное время. В основе шпенглеровской философии, по его собственному признанию, - радикально виталистские идеи Ницше и в то же время Дильтея. Особую известность принесла Шпенглеру его теория культурных циклов, длящихся, по его мнению, около тысячи лет каждый. Шпенглер - радикальный релятивист: нет никаких вечных истин, любая философия есть выражение своего и только своего времени. Истина существует лишь по отношению к определенной разновидности человечества. Шпенглерианцем в философии истории называли порой, и не без основания, Арнольда Тойнби (1889-1975), который, однако, обладает значительно более широкими знаниями и приходит к менее пессимистическим выводам, чем Шпенглер. В своем «Исследовании истории» (6 томов, 1934-1939), отличающемся обилием использованного исторического материала и богатством мыслей, Тойнби попытался установить общие законы развития и гибели цивилизаций. Особенно важно то, что он в этой связи заменяет широко распространившееся в XIX веке понятие прогресса идеей культурно-исторических циклов. Эта идея, лежавшая уже в основе шпенглеровской концепции, приобрела благодаря Тойнби большое значение, а через посредство заметной социологической школы, возглавленной Питиримом Сорокиным, она получила признание и в научных кругах. В этой связи следует назвать еще одного английского представителя философии истории - Р.Дж.Коллингвуда (1891-1943), также приверженца историцизма.

Г. Немецкая философия жизни. Если отвлечься от историцизма, то философия жизни в Германии далеко не получила такого распространения, как в англосаксонских странах и во Франции. Ее немецкие представители являются философами скорее в народно-обыденном, чем в собственном смысле слова. Среди них можно назвать Кейзерлинга и Клагеса. Герман Граф Кейзерлинг (1880-1946) - руководитель школы мудрости и автор популярных «Путевых записок философа» и многих других произведений, считает себя сторонником иррационализма, связанного с радикальным прагматизмом. Более оригинален известный графолог и характеролог Людвиг Клагес (1872-1956). В своем главном произведении «Дух как противник души» (3 тома, 1929-1932) он развивает радикальный антиспиритуализм. По этой теории, все одушевлено и в этом сплошь одушевленном мире царствует естественная гармония. К несчастью, затем «через посредство человека» «в этот мир врывается внепространственная (акосмическая) сила по имени дух, имеющая тенденцию разъединить тело и душу и таким образом убить клетку жизни». Вместе с духом появляется личность, воля и эксцентричность стремления; дух совершает убийство жизни через действие, он противник души, естества, верности и всего ценного. Поэтому надо выступить против духа и вернуться к картине мира пеласгов, т.е. к бездуховной, бессознательно-первоначальной жизни.

Критические выводы

Рассмотренные здесь философы ясно узрели специфику жизни, ее принципиальное отличие от материи. Эта интенсивно пережитая и ярко выраженная интуиция позволила им, особенно Бергсону и Джемсу, успешно выступить против господствовавшего в XIX веке позитивизма и идеализма. Таким образом, здесь налицо революционная сила, основавшая новое направление в европейской мысли. Благодаря такому подходу представители философии жизни сумели, нередко поразительным образом, проанализировать такие факторы, как жизнь и движение, и сломать узкие рамки сциентистского рационализма в пользу более органичного и конкретного понимания действительности. В то же время у этих философов свое надлежащее место обрел человек со своими жизненными проблемами. В этом отношении и в деле освобождения от предрассудков XIX столетия представители философии жизни имеют немалые заслуги. Сегодня нам еще трудно оценить все это в полном объеме.

Заслугой историцизма является то, что он привлек внимание к специфике исторического процесса и тем самым подтолкнул к осмыслению ряда историко-методических проблем и даже вопросов, касающихся времени вообще.

К сожалению, стремлению этих философов к более полному постижению живой действительности сильно повредила их односторонняя основная предпосылка и концепция разума, которую они позаимствовали из старого учения прошедшего столетия, не сумев ее существенно превзойти. 1) Их философия односторонняя, это на самом деле биологи-заторская философия, не видящая ничего, кроме жизни, и неспособная постичь более высокие реальности. По своей односторонности философия жизни ничуть не уступает идеализму, она даже опаснее, ибо по большей части в центре ее интереса находится чисто животная жизнь, выступающая в качестве последнего принципа объяснения, тогда как у идеалистов это место занимает дух. 2) Кроме того, представление этих философов о разуме столь же узко и ограниченно, как и у мыслителей XIX века. Ведь то, с чем они борются, это дедуктивный «рацио», имеющий место в мыслительных операциях современной физики. Они сводят разум к чему-то, подобному жесткому скелету, отрицают интеллектуальную интуицию, следуя в этом Канту, и редуцируют целостность духа к простой функции последовательного мышления. Поэтому неудивительно, что все они оказываются слепы в отношении существования объективных законов и по большей части также в отношении различия между духом и животными психическими функциями и что они обычно доходят до радикального иррационализма. Тем самым они остаются номиналистами и психологистами, неспособными к выработке ясного понятия сверхчувственной реальности.

В общем, философия жизни в значительной мере привержена еще старому образу мыслей, хотя и надо признать, что она, как одна из великих освободительных сил, открывает дорогу современной философии. Такова одна из причин, по которым она после блестящего взлета ныне вытесняется не менее конкретной, но более проницательной философией существования и новой метафизикой.