II. Философия материи
Звезды, шепчет она, кружат вслепую.
Теннисон
Этим общим обозначением мы объединяем ряд философских систем различной направленности - философию Б.Рассела, неопозитивизм и диалектический материализм. Хотя эти системы и не очень значительны как философия в строгом смысле слова, но они все же оказывают на широкие круги общественности такое влияние, которое, пожалуй, превосходит влияние всех других философских течений.
Все философы, принадлежащие к этой группе, являются более или менее склоняющимися к материализму натуралистами, сциентистами и откровенными рационалистами. 1) Они натуралисты, поскольку смотрят на человека лишь как на составную часть природы и всячески отрицают, что он существенно отличается от всех других природных существ. 2) Сциентистами они являются потому, что безгранично верят в естественные науки как высший авторитет. В соответствии с этим действительность может постигаться лишь естественнонаучными методами, а то, что им недоступно, есть псевдопроблема и, в конечном счете, не имеет значения. При этом отрицается, что этический, эстетический и религиозный опыт образует еще один источник познания. Как Рассел, так и диалектические материалисты занимают откровенно антирелигиозную позицию. С их точки зрения, философия сводится лишь к анализу естественнонаучных понятий или же к синтезу естественнонаучных результатов и лишь постольку имеет значение. 3) Хотя большинство сторонников этих школ не могут решиться на радикальный материализм, у всех у них явно материалистическая тенденция. Также и большинство неопозитивистов считаются лишь с материальными явлениями; всякое исследование психических фактов, с их точки зрения, бессмысленно. 4) Наконец, все эти философы - явные рационалисты, в том смысле, что они верят в ценность рациональных, аналитических методов.
Для того чтобы представить философские учения Рассела и неопозитивистов в их исторической связи, мы предпошлем им краткое изложение британского неореализма. Собственно, надо было бы его рассматривать позже, скажем, в связи с феноменологией, так как он представляет собой одно из новаторских течений новой эпохи, приведших к созданию современной метафизики и математической логики. Поэтому следует специально подчеркнуть, что неореалистическое течение, хотя и связано кое в чем со сциентистским натурализмом, но имеет гораздо более широкое значение и у некоторых мыслителей привело к настоящему платонизму (Уайтхед).
Yandex.RTB R-A-252273-3- I. Становление современной философии
- § 1. XIX столетие
- § 2. Кризис
- § 3. Начало XX столетия
- § 4. Основные течения современной философии
- II. Философия материи
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- III. Философия идеи
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- IV. Философия жизни
- §11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- V. Философия сущности
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- VI. Философия существования
- § 16. Общая характеристика философии существования
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс
- VII. Философия бытия
- § 21. Метафизика
- § 22. Николай Гартман
- § 23. Альфред Норт Уайтхед
- § 24. Томизм
- § 25. Математическая логика
- § 26. Международные организации
- § 3. Начало XX столетия
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- § 11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- §16. Экзистенциализм
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс