V. Философия сущности
Erit igitur veritas, etiamsi mundus intereat.
Августин
Второе крупное течение, совершившее в союзе с философией жизни, но совсем под другим лозунгом, разрыв с XIX столетием, это феноменология. Точнее говоря, она представляет собой лишь одно из двух сходных направлений, вышедших из учения Франца Брентано (1838-1917). Второе представляет Алексиус Мейнонг (1853-1920), к которому примкнули Алоиз Гёфлер (1853-1922) и Христиан Эренфельс (1850-1932). Они разработали теорию предметов, похожую в некоторых отношениях на феноменологию. Сама же феноменология, как несравненно более значительное направление, была основана Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), закоторым последовала большая школа крупных философов сначала в Германии, а затем во всем мире.
В феноменологии надо выделить две основных черты. Во-первых, она представляет собой метод, состоящий в описании «феномена», т.е. того, что дано непосредственно. Как таковая, феноменология отвлекается от естественных наук, выступая тем самым как противоположность эмпиризму; она также отказывается от теории познания как исходного пункта, противопоставляя себя тем самым идеализму. Таким образом как метод она коренным образом расходится со всеми характерными тенденциями XIX века. Во-вторых, ее объектом является сущность, т.е. идеальное умопостигаемое содержание явлений, схватываемое непосредственным образом, путем усмотрения сущности. И в этом пункте она оказывается противостоящей философии XIX века, не признававшей ни самостоятельной сущности, ни возможности ее познания. Позднее Гуссерль разработал теорию, сблизившую его с неокантианством. Но в целом его школа в этом за ним не последовала. Феноменология вместе с теорией предметов внесла немалый вклад в развитие нового реализма (Мур), философии существования (Хайдеггер), а также метафизики (Н.Гартман).
Среди феноменологов следует назвать Александра Пфендера (1870-1941), Оскара Беккера (1889-1964), Романа Ингардена (1893-1970)19ᄃ, Х.Конрад-Мартиуса, Морица Гейгера.(1880-1937), Эдит Штейн (род. в 1891 г., вступила в орден кармелиток, погибла в нацистском концлагере) и Адольфа Рейнаха (1883-1916). Среди феноменологов, работающих во Франции, надо упомянуть прежде всего А.Койре и Э.Левинаса. Америка имеет в лице Марвина Фарбера одного из выдающихся представителей и пропагандистов феноменологии. Но всех их затмевает Макс Шелер (1874-1928) - самый оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, наряду с Гуссерлем.
- I. Становление современной философии
- § 1. XIX столетие
- § 2. Кризис
- § 3. Начало XX столетия
- § 4. Основные течения современной философии
- II. Философия материи
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- III. Философия идеи
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- IV. Философия жизни
- §11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- V. Философия сущности
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- VI. Философия существования
- § 16. Общая характеристика философии существования
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс
- VII. Философия бытия
- § 21. Метафизика
- § 22. Николай Гартман
- § 23. Альфред Норт Уайтхед
- § 24. Томизм
- § 25. Математическая логика
- § 26. Международные организации
- § 3. Начало XX столетия
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- § 11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- §16. Экзистенциализм
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс