Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
Подобно Ницше, Вебер во многом порывает с верой Просвещения в прогресс. Веберовская концепция современности и будущего находится под влиянием ницшеанского пессимистического
-674-
диагноза. Рационализация деловой активности привела к удивительному экономическому росту, но и создала то, что Вебер называет «железной клеткой» («стальным панцирем») капитализма, которая с механистической машинной силой неодолимо устанавливает рамки нашей жизни1. Все «постулаты братства» неизбежно терпят крушение в «безжизненной рациональности» экономического мира2. Развитие современной науки обеспечивает нам фантастическое понимание естественных процессов, которое, однако, ведет к окончательной «демистификации мира» (Entzauberung der Welt— расколдовывание мира).По мере того как наука освобождает мир от религиозно-метафизического «содержания», возрастает наша экзистенциальная потребность в смысле. Но она, подчеркивает Вебер, не может быть удовлетворена наукой:
«Судьба культурной эпохи, «вкусившей» плод от древа познания, состоит в необходимости понимания, что смысл мироздания не раскрывается исследованием, каким бы совершенным оно ни было, что мы сами призваны создать этот смысл, что «мировоззрения» никогда не могут быть продуктом развивающегося опытного знания и, следовательно, высшие идеалы, наиболее нас волнующие, во все времена находят свое выражение лишь в борьбе с другими идеалами, столь же священными для других, как наши для нас»5.
Научная рационализация ведет к тому, что Вебер называет «утратой смысла и внутренней потребности» (Sinnverlust und innere Not). В своем диагнозе современности он, таким образом, сталкивается с проблемами «бессмысленности». В сфере ценностей идет борьба всех против всех. Результат этой борьбы не может быть предрешен рациональными аргументами и критериями. Подобно экзистенциальным философам (Сартр и др.), Вебер утверждает, что мы должны делать выбор в этой борьбе, который, однако, никогда не может быть рационально обоснован. В этом состоит так называемый децизионизм Вебера.
Согласно предпосылкам самого Вебера, иррациональный децизионизм в сфере этико-политических вопросов во многом является неудовлетворительным. Как мы видели, Вебер подчеркива-
--------------------------------------------------------
1 М.Вебер, Избранные произведения. — М, 1990. — С. 206. 1 M.Weber, The Theory of Social and Economic Organization. Translated by A.Henderson and T.Parsons. — New York, 1947. — P, 456.
5 «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. —
С. 352-353.
-675-
ет, что определенные фундаментальные ценности являются конститутивными для научной деятельности в целом. Истина и общезначимость носят основополагающий характер для любого исследования, независимо от того, какую область выбирает исследователь, исходя из собственных или присущих его эпохе ценностных представлений. Не имеет ли это место и при обсуждении этико-политических вопросов? Придерживаясь одних ценностей и отвергая другие, разве мы не предполагаем, что утверждаемое нами является истинным и общезначимым? По крайней мере, как подчеркивает Вебер, мы связаны «нормами нашего мышления». В дальнейшем мы увидим, что такие возражения против «децизиониз-ма» и «этического релятивизма/субъективизма» в духе Вебера выдвигают немецкие философы Апель и Хабермас.
Мы указали, что Вебер оценивал рост рациональности и бюрократизации как угрозу человеческой свободе. Единственную политическую альтернативу этому процессу он видел в харизматической «вождистской демократии» (Fьhrerdemokratie), то есть в харизматическом «вожде», который сможет придать развитию общества новое направление. (В свете истории XX века этот тезис вызывает неприятные ассоциации). После первой мировой войны Вебер выразил свой пессимизм в следующем видении будущего:
«Не цветение лета предстоит нам, но сначала полярная ночь ледяной мглы и суровости, какая бы по внешней видимости группа не победила. Ибо там, где ничего нет, там право свое утерял не только кайзер, но и пролетарий»1.
Только обладая героическим отношением к жизни, современный человек, согласно Веберу, может научиться воспринимать мир и прозу жизни такими, какими они в действительности есть2. В моральном плане Вебер напоминает своего современника Фрейда. Центром их мрачного морального видения является не новое общество, а новый индивид. Этот индивид не испытывает ностальгии по утраченному «золотому веку» и не надеется обрести в близком или отдаленном будущем «тысячелетнее царство». Но он обладает болезненно приобретенной и честной точкой зрения на мир и способен стоически воспринимать жизненные реальности.
---------------------------------------------------
' М.Вебер. Политика как призвание и профессия. Перевод А.Филиппова и П.Гайденко. — В кн. М.Вебер. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 705.
2 Там же. — С. 706.
-676-
- История философии.1996 (Скирбекк г., Гилье н.)
- Оглавление
- Глава 1.
- Глава 28.
- Глава 29.
- Глава 30.
- Введение. Зачем нужно изучать философию?
- Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений Греческий полис: Человек-в-сообществе
- Анаксимандр и Анаксимен
- Гераклит и Парменид
- Примирители: Эмпедокл и Анаксагор
- Демокрит
- Пифагорейцы
- Обзор индийских и китайских учений Предпосылки индийской философии
- Упанишады
- Буддистская философия
- Бхагавадгита
- Конфуций
- Даосистская философия
- Глава 2. Софисты и сократ Софисты
- Органы афинской демократии и способы их избрания
- Глава 2. Софисты и Сократ
- Глава 3. Платон - идеальное государство: образование и вся власть "экспертам"
- Знание и бытие
- Государство и идея добра
- Этическая ответственность искусства
- История философии
- Глава 4. Аристотель - politeia:политика как разумная жизнь в сообществе
- Идея или субстанция - Платон и Аристотель
- Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины
- Аристотель и экологи
- "Праксис" - разумные действия
- Семья Рождение
- Искусство - имитация и катарсис
- Глава 4. Аристотель - Politeia: политика как разумная жизнь в сообществе
- Глава 5. Поздняя античность Обеспечение личного счастья
- Стоики - обеспечение личного счастья
- Неоплатонизм
- Историография
- Медицина
- Юриспруденция
- Математика
- Физика и химия
- Астрономия
- Филология
- Женщины-ученые в античности
- Глава 6. Средние века Христианство и философия
- Папа и король - два правителя в одном государстве
- Августин
- Августин - вера и разум
- Скептицизм
- Опровержение скептицизма Августином
- Августин как христианский неоплатоник
- Знание и воля
- Геласий и учение о двух властях
- Проблема универсалий
- Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо
- Фома Аквинский - гармония и синтез
- Онтология
- Категории
- Актуальность и потенциальность
- Причины
- Форма и материя
- Душа и тело
- Эпистемологи
- Антропология и моральная философия
- Онтологический аргумент (Ансельм)
- I) Космологический аргумент
- 2) Каузальный аргумент
- 3) Аргумент, основывающийся на необходимости
- 4) Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия
- 5) Телеологический аргумент
- Проблема зла
- Оккам - от синтеза к скептицизму
- Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера
- Университетская традиция
- Арабская философия и наука
- Глава 7. Новое время и возникновение естествознания Экспериментальное математическое естествознание
- Коперник и Кеплер
- Галилей и Ньютон
- Биологические науки
- Механистическая картина мира и связь души и тела
- Человек как субъект
- Глава 8. Ренессанс и реальная политика1 Макиавелли - политика как манипуляции
- Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)
- Глава 9. Гоббс - индивид и самосохранение
- Общество как часовой механизм
- Естественный закон как норма разума
- Учение о движении
- Либеральность и либерализм
- Глава 10. Человек между сомнением и верой Декарт - методическое сомнение и доверие разуму
- Паскаль - доводы разума и доводы сердца
- Вико - история как модель
- Глава 11. Спиноза - рационализм и система Субстанция и атрибуты
- Необходимость и свобода
- Глава 12. Локк - просвещение и равенство
- Эпистемология и критика познания *
- Политическая теория - индивид и его права
- Глава 13. Лейбниц - монады и предустановленная гармония
- Цель и причина - новый синтез
- Лучший из всех возможных миров
- Глава 14. Беркли - внутренняя критика эмпирицизма
- Субстанции - нет, Богу - да!
- Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика Эмпирицистская критика. Представление о причинности
- Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"
- Глава 16. Просвещение - разум и прогресс Наука и модернизация
- Гражданское благосостояние
- Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды
- Смит - экономический либерализм
- Руссо - реакция против философий Просвещени
- Берк - консервативная реакции
- Глава 17. Либерализм и утилитаризм Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа
- Глава 18. Кант - "коперниканский переворот" в философии
- Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали
- Кантонская политическая теория
- Суждение - телеология и эстетика
- Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки
- Гердер и историцизм
- Шлейермахер и герменевтика
- Историческая школа - Савиньи и Ранке
- Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук
- Распад исторической школы
- Глава 20. Гегель - история и диалектика
- Рефлексия, диалектика, опыт
- Господин и раб - борьба за признавании социальную идентичность
- Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным
- Капитализм, бюрократия и государство
- Критика взглядов Гегеля
- Глава 21. Маркс - производительные силы и классовая борьба
- Диалектика и отчуждение
- Маркс: Религиозный уровень Политические и социальные уровни Экономический уровень
- "Материализм"
- Исторический материализм
- Прибавочная стоимость и эксплуатация
- Производительные силы и производственные отношения
- Критика взглядов Маркса
- Энгельс - семья с марксистской точки зрения
- Глава 22. Кьеркегор - существование и ирония
- Непосредственная и экзистенциальная коммуникации
- Три стадии жизненного пути
- Назидательная интерпретаци
- Синтезирующая интерпретация
- Иронически-рефлексивная интерпретация
- Субъективность есть истина
- Демократия как демагогия
- Глава 23. Дарвин - спор вокруг концепции человека
- Естественный отбор и происхождение человека
- Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор
- Глава 24. Ницше и прагматизм
- "Бог умер" - европейский нигилизм
- Критика метафизики и христианства
- Моральная философия
- Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение
- Эпистемология
- Американский прагматизм (Пирс)
- Глава 25. Социализм и фашизм Коммунизм. Ленин: партия и государство
- Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм
- Социализм - экономическая и политическая власть
- Анархизм и синдикализм
- Глава 25. Социализм и фашизм
- Фашизм - национализм и порядок
- Фашизм — кризис и действие
- Фашизм и экономика
- Фашизм и расизм
- Глава 26. Фрейд и психоанализ
- Психоанализ и новое понимание человека
- Сновидения как ворота к подсознанию
- Фрейдовское учение о сексуальности
- Ментальный аппарат
- Вытесненная культура и чувство вины
- Психоанализ и философия науки
- Глава 27. Развитие общественных наук Предпосылки
- Конт — «верховный жрец» социологии
- Токвиль — американская демократия
- Теннис — общность и общество
- Зиммель — социальная ткань
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- Вебер — рациональность и героический пессимизм Философия науки и идеальные типы
- Типы действия и формы легитимации
- Протестантизм и капитализм
- Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка»
- Парсонс — действие и функция
- Эмоции — эмоциональная нейтральность1
- Универсализм — партикуляризм
- Ориентация на себя — ориентация на коллектив
- Предопределенное — достигнутое
- Глава 28. Новые успехи естествознания Эйнштейн и современная физика
- Глава 29. Обзор современной философии
- Логический позитивизм
- Поппер и «критический рационализм»
- Витгенштейн — философия как практика
- Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр
- Ролз — справедливость и права человека
- Глава 30. Современность и кризис Критика современности
- Хайдеггер и поэтическое
- Аренд и vita active
- Гадамер и герменевтическая традиция
- Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика
- Хабермас и аргументация