Билет 12. Софисты и Сократ.
Строго говоря, софисты в большинстве своем не были ни философами, ни учеными. Само слово «софист» означало профессионального преподавателя, который обучал искусству красноречия. Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришли к самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека “мерой всех вещей”, а ощущения — единственным источником познания. Софисты считают, что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть –выражает природу реальности в человеческом сознании. Субъективная – выражает не природу познаваемого объекта, сколько природу самого человека – познающего субъекта. Задача познания – отделить объективное от субъективного. Так софисты переносят центр философии из онтологии в гносеологию, из проблемы мира – в проблему отношения человека и мира.
СОКРАТ (469—399 до н.э.)— древнегреческий философ-идеалист, выступивший против материализма, естественно-научного знания и безбожия с проповедью религиозно-нравственного учения. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно. Главная идея Сократа состоит в том, чтобы не выбирать из многообразия философских систем и точек зрения какую-то одну, но – собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их. Метод Сократа называют также методом античной диалектики. В составе этого метода можно выделить 3 основных этапа: 1) Полилог – разговор многих (или диалог – разговор двоих) - первый этап познания, когда происходит порождение множества точек зрения, подходов к решению той или иной проблемы. 2) Монолог – разговор одного, на втором этапе мыслитель должен уйти в себя, оттолкнуться от наработанного вначале многообразия разных точек зрения и погрузиться в свой внутренний мир. 3)Собственно диалектика – третий этап метода Сократа, как единство полилога и монолога. Теперь, владея многообразием полилога и принципом единства, постигнутого в монологе, необходимо скоординировать между собою эти два – анализ и синтез – вида бытия.
Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.
- Билет 1. Философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
- Билет 2. Философия в системе культуры.
- Билет 3. Структура философского знания.
- Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи
- Билет 5. Ортодоксальные школы индийской философии
- Билет 6. Философия буддизма. Основные философские идеи индийской медицины.
- Билет 7.Философская мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, философия китайской медицины).
- Билет 8. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.
- Билет 9. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
- Билет 10. Пифагорейская школа.
- Билет 11. Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
- Билет 12. Софисты и Сократ.
- Билет 13. Философия Платона.
- Билет 14. Философия Аристотеля.
- Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
- Билет 18. Схоластика: полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.
- 2. Полемика номиналистов и реалистов
- Билет 19. Схоластика: основные представители и идеи.
- Основные проблемы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий)
- Билет 20. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно.
- Билет 15. Философия Френсиса Бэкона.
- Билет 22. Философия Рене Декарта.
- Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
- Билет 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- Билет 25. Теоретическая философия и. Канта.
- Билет 26. Практическая философия и. Канта.
- Билет 27. Философия Фихте и Шеллинга.
- Билет 28. Философская система и метод Гегеля.
- Билет 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
- Билет 30. Философия к. Маркса.
- Билет 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
- Билет 32 Русская философия: славянофилы и западники.
- Билет 33. Серебряный век русской философии (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский).
- Билет 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
- Билет 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
- Билет 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
- Билет 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.
- Билет 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.
- Билет 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.
- Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.
- Билет 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
- Билет 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.
- Билет 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 1 Закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
- Билет 46. Соотношение диалектической и формальной логики.
- Билет 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
- Билет 48. Развитие, его модели и законы.
- Билет 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.
- Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.
- Билет 59. Человек в системе социальных связей.
- Билет 60. Человек и природа.
- Билет 61. Человек как творец и творение культуры.
- Билет 62. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
- Билет 63. Смысл жизни и деятельности человека.
- Смысл жизни
- Билет 67. Проблема прогресса.
- Билет 68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
- Билет 71. Истина и ее критерии.
- Билет 72. Рациональное и эмпирическое познание.
- Билет 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
- Билет 74,75. Презентизм и конструктивизм
- Билет 77. Структура научного познания, его методы и формы.
- Билет 79. Классическая научная рациональность.
- Билет 80. Неклассическая научная рациональность.
- Билет 81. Философия и медицина
- Билет 82. Философско-этические проблемы медицины
- Билет 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
- Билет 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
- Билет 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
- Билет 87. Особенности органической формы.
- Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
- Билет 93. Основные виды редукционизма.
- Билет 94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- Билет 98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- Билет 99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- Билет 100. Аутопоэтичность и автономность
- Билет 101. Теория аутопоэза и синергетика.
- Билет 103. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- Билет 104, 105. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомоллекулярном уровне.
- Билет 111. Этап терапевтического нигилизма.
- Билет 112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- Билет 114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- Билет 115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.
- Билет 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- Билет 120. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни