logo
Shpora_bilety

Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.

Функция благополучия — один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Н-р, можно пытаться выяснить, почему рыбы обладают определенной формой тела. Помочь в решении этой задачи могут соображения, связанные с оценкой формы с точки зрения, н-р, сопротивления встречному потоку жидкости при дви­жении в воде. Часто оказывается, что математически найденные формы с минимальным сопротивлением являются достаточно близкими реальным формам водных организмов. Подобные задачи называют задачами на экстремум. При решении таких задач - многие биологические структуры максимизируют или минимизи­руют определенные функции, количественно выражающие био­логически значимые параметры (задача на макси­мум всегда может быть переформулирована как задача на мини­мум, если в качестве новой функции взять в той же задаче ис­пользуемую функцию с обратным знаком). Такие функции и были названы критериями оптимальности, или целевыми функциями.

БИЛЕТ 117. Принцип оптимальной конструкции Н. Рашевского.

Впервые идею всеобщей роли критериев оптимальности в биологии сформулировал американский биолог Н. Рашевский в так называемом принципе оптимальной конструкции: «организмы, обладающие биологической структурой, мальной в отношении естественного отбора, оптимальны также и в том смысле, что они минимизируют некоторую оценочную функцию».

V(S) > 0 — S есть состояние здоровья (интегральной нормы); V(S) < 0 — S есть состояние болезни (интегральной патологии); y(S) = 0 — S есть пограничное состояние

БИЛЕТ 118. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.

ЗДОРОВЬЕ — «состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие», по ВОЗ.

Три комплексные меры благополучия — меры телесного благополучия (мы ее обозначим символом Vф, меры социального благополучия {Vsc) и меры духов­ного благополучия (VSP). Все три меры вносят свой частичный вклад в интегральную меру благополучия V, так что V= V(Vф, Vsc, VSP) — интегральная мера оказывается функцией от трех более частных мер. Максимум интегральной меры достигается только в том случае, когда каждая из более частных мер достигает своего максимального значения. Это означает, что интуиция международного медицинского сообщества предпола­гает в данном случае, что интегральная мера благополучия возра­стает по каждой своей более частной мере, так что максимизация всех частных максимизирует и интегральный параметр.

С одной стороны, Болезнь — это всегда страдание и нечто не­гативное, от чего хочется избавиться, что приносит лишения и ослабление жизни. С другой стороны, особенно в рамках разного рода религиоз­ных систем мировоззрения, болезнь рассматривалась как «наказа­ние за грехи», как нечто осмысленное, что в конечном итоге мо­жет вести к благу человека. Болезнь, в терминах Эго-языка, — это одна из сфер гетерономии болеющего Это, и, как правило, — сфера бигетерономии, которая не слишком находит свое оправда­ние для подавляющего числа страдающих Эго. С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей дополнения расширения опыта Эго, по тем или иным причинам приходящая к болеющему Эго именно таким более жестким путем его развития. Чтобы по - настоящему стать здоровым, нужно впустить в себя болезни, соединить свое Я (Эго) с анти:Я д разного рода сверх-Я. Болезни — это образы большого «психо-соматического» Я, от­коловшиеся и противопоставленные малому Я здоровья.

САНОГЕНЕЗ - малого здоровья, противопоставлен патогенезу. Способен впустить в себя патогенез, поставивший его себе на службу – мета – саногенезом.

ПАТОГЕНЕЗ – переходит из статуса разрушителя в состоянии критика и трансформатора.

Итог: в рамках Эго-языка каждая наша болезнь — это некоторое послание к нам со стороны нашего «большого Эго», и это послание мы должны тем или иным образом попытаться понять и поставить себе на службу, по воз­можности в более союзнических формах между Эго и альтер-Эго. Задачи философии медицины видятся с этой точки зрения в том, чтобы попытаться донести до врачей принципы нового Это тройного мировоззрения, в рамках которого впервые смогут соединиться методы современной и будущей науки и философия Эго-языка. Без этого борьба человечества со своими болезнями по-прежнему будет носить характер войны с самим собой, в которой ни одной из сторон невозможно будет окончательно одер­жать победу