logo
Shpora_bilety

Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи

Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: ортодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом.

Школы ньяя и вайшешика .В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.