Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
Эпикуреизм.
ЭПИКУР (341—270 до н.э.) — выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признает бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм, Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтверждённые дальнейшим развитием науки. Всё существующее - есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) “отклонения” атома от прямой линии. Эпикур развивает наивно-материалистическую теорию “идолов”, согласно которой от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Цель философии, по Эпикуру, — счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы.
Стоицизм. Основатель стоицизма — Зенон Китайский (ок. 336—264 до н.э.). Учение стоиков чрезвычайно разнородно и противоречиво. Стоики делили философию на логику, физику и этику. В своей логике они развивали сенсуалистическую теорию познания. Все знания приобретаются через чувственные восприятия. Душа до опыта — чистая доска. Представления суть оттиски предметов в душе. Чувственные представления подвергаются затем дальнейшей обработке мышлением. Так образуются общие понятия, суждения. Все познавательные процессы, по учению стоиков, происходят в душе, представляющей особого рода тело — пневму (соединение воздуха и огня). В области физики стоики выступают в основном как материалисты. Основными чертами идеалистической этики стоиков были проповедь покорности судьбе, бесстрастие (апатия), отказ от радостей жизни.
Неоплатонизм — реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III—VI вв.), идеология рабовладельческой аристократии. Идеалистическое учение Платона о реальном мире как тени сверхчувственного мира “идей” приняло в неоплатонизме форму мистической эманации (излучения, истечения) материального мира из духовного первоначала. Материя для неоплатонизма — лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация “мировой души”, над которой возвышается “дух”, а над последним возвышается “первосушность”. Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путём мистического экстаза. Неоплатонизм сыграл решающую роль в христианской патристике и оказал огромное влияние на всё развитие философии феодального общества, как в христианских, так и в мусульманских странах.
БИЛЕТ 16. Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
1. Онтология христианства. Есть Высшее Начало бытия – это Бог. Бог есть Личность, а не просто некий безликий и абстрактный принцип. Он вечен и безусловен. В природе Бога христианство выделяет три стороны, три ипостаси: 1) Бог-Отец – та ипостась Бога, которая лежит по ту сторону сотворенного мира, 2) Бог-Сын - аспект Бога, через который Он сообщается с сотворенным миром, 3) Бог-Дух-Святой – сторона Бога, связывающая воедино первую и вторую ипостась Бога. Триединая природа Бога выражается в христианстве в так называемом догмате троичности. Согласно этому догмату, три стороны Бога – это одновременно один Бог, и в то же время три самостоятельные личности. Бог одновременно един и тройственен (не един). Это противоречие. Бог сотворил мир из ничего Христианский Бог настолько могущественный, что ему не нужно ничего, кроме него самого, чтобы сотворить мир. Бог творит мир, уподобляя его себе. Цель создания мира – слияние мира с Богом без потери своей свободы. После сотворения мир отпадает от Бога. Грехопадение его оказывается столь глубоким, что требуется вмешательство Бога в мир и его спасение. Бог населяет мир бесконечным множеством существ. Все они образуют иерархию. В центре этой иерархии – человек. Над ним – ангелы, под ним – природа. Многие из этих существ также отпадают от Бога, в том числе и человек. Спасая мир, Бог тем не менее не снимает ответственности с него. Это выражается в суде над миром в конце времен и разделении его на две части, только одна из которых будет воссоединена с Богом, другая же пребудет в вечных муках отвержении от Бога. Человек – предмет особого внимания Бога, его боль и забота. Земля, как местопребывания человека, находится в центре Вселенной.
2. Гносеология христианства. Познание истины есть познание Бога. Невозможно познать Бога-истину только разумом. Если Бог не захочет сам открыть себя человеку, то человек никогда не познает Бога, как бы он ни старался. Разум в христианстве играет подчиненную роль, он идет после веры. Основными источниками откровения считаются: 1) Священное писание (Библия) и предание (устная традиция церкви, передающаяся из поколения в поколение), 2) личный опыт Откровения в молитве, 3) откровение Бога через сотворенный им мир, природу (познание Творца через творение – так называемое естественное откровение).
3. Аксиология христианства. Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Этот раздел в христианской философии составляет основную часть. Бог всеблаг и всемогущ. Зло идет не от Бога, но от слепой свободы твари. О происхождении зла христианство говорит следующее. В начале времен от Бога отпал один из величайших ангелов – Люцифер, что значит «светоносный». Он был так велик и близок к Богу, что сам возомнил себя богом и решил создать свой собственный мир. Он увлек за собой большое число других ангелов, они были отвергнуты Богом и противопоставили себя Богу. Так возникло зло. С тех пор ангелы мрака борятся с Богом и являются главной причиной зла. Зло проникло в людей, превратило их жизнь в страдание, ослепило самих людей. Люди также стали все больше отпадать от Бога. Глубина этого падения оказалась настолько большой, что возникла необходимость в спасении людей. Возлюбив людей, Бог решил послать к ним Сына. Бог воплотился в образе Христа и своей мученической смертью на кресте принял на себя грехи людей, после чего стало вновь возможным приобщение людей к Богу. Христос принес с собою истинное учение о Боге (благую весть - евангелие) и образовал Церковь – союз людей, воспринявших его учение и воплощающих его в своей жизни. Христос – не Бог и не человек, но Богочеловек. Основа проповеди Христа – учение о Божественной любви. Любовь к Богу есть одновременно любовь к ближнему. Все люди – братья и сестры, дети одного отца. Цель человеческой истории – превращение государства в Церковь. Это будет достигнуто лишь в конце времен, в момент второго пришествия Христа на Землю. Но перед этим в истории будет страшное время правления антихриста. Христианство отрицает перевоплощение души и рассматривает посмертное существование человеческой души как состояние, подобное сну. В таком состоянии душа человека после смерти будет пребывать до конца времен, когда восстанут все мертвые, и все человечество предстанет перед Богом на страшном суде. Каждый человек обретет либо вечную жизнь, либо вечную смерть (идея второго рождения и второй смерти).
БИЛЕТ 17. Патристика: основные преподаватели (Ориген, Тертуллиан, Августин) и идеи.
Патристика – первый период развития христианской философии, занимающий отрезок времени примерно с 2 по 8 века нашей эры. Названием своим этот период обязан латинскому слову patres - отцы, так что «патристика» - учение отцов. Имеются в виду так называемые «отцы церкви» - крупные общественные деятели, мыслители и подвижники периода становления христианства, многие из которых причислены к лику святых. Они внесли огромный вклад в разработку догматики христианства и формирования христианства как Церкви. Основной формулой патристики была формула «Знать, чтобы верить»
1. Ориген склонялся к непротиворечивой субординации трех ипостасей Бога, считая ипостась Отца высшей, ипостась Сына – средней, и ипостась Духа Святого – нижней ипостасью Бога. Ориген развивал так называемую теорию апокатастасиса. Согласно ей, Бог сотворил все существа равными вначале. В процессе дальнейшего существования сотворенного мира происходит расслоение существ на высших (ангелы), средних (люди) и низших (демоны), но в конце времен все вновь вернется к началу, и возникшее расслоение исчезнет. Ориген принимал теорию переселения душ, пытаясь согласовать с нею идеи христианства. Тела, в которые вселяется душа в череде своих воплощений, служат очищению души и ее совершенствованию.
2. В истории философии Тертуллиан стал олицетворением борьбы с философами в отстаивании истин христианской веры. Вера в Христа и человеческая мудрость, по мнению Тертуллиана, несовместимы. Истины веры не вмещаются в конечный человеческий разум и предстают перед ним как противоречия, в то время как основной принцип человеческой логики – непротиворечивость. Более того, именно невозможность и абсурдность истин веры для разума – одно из важнейших свидетельств их Божественного происхождения. Широко известно изречение Тертуллиана «Верю, потому что невозможно». Именно потому, что Божественная природа невозможна и непостижима для человека, именно поэтому человек и должен принять ее, не пытаясь снизить своим «пониманием».
3. Аврелий Августин – один из первых основоположников европейского персонализма, утвердивший идею личности как выражения высшего типа существования. Само бытие в своих основах восходит к Богу, а поскольку Бог – личность, то и само бытие – личностно. Основа личности – дух. К принципам тела и души христианская философия, вслед за неоплатонизмом, добавляет высший принцип духа. Тело + Душа + Дух – вот теперь новая формула понимания бытия и человека. Дух выражает себя в трех основных формах – воле, мышлении и чувстве. Путь к Богу лежит через смещение центра человеческой жизни в область духовного бытия. Совершенный дух есть любовь. Рождаясь в первый раз в физическом теле, человек может при жизни родиться во второй раз – родиться духовно. Такой духовно рожденный человек и есть личность. В духовном рождении дух проникает все существо человека и проявляет себя в вере как устремленности к Богу всего существа человека.
- Билет 1. Философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
- Билет 2. Философия в системе культуры.
- Билет 3. Структура философского знания.
- Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи
- Билет 5. Ортодоксальные школы индийской философии
- Билет 6. Философия буддизма. Основные философские идеи индийской медицины.
- Билет 7.Философская мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, философия китайской медицины).
- Билет 8. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.
- Билет 9. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
- Билет 10. Пифагорейская школа.
- Билет 11. Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
- Билет 12. Софисты и Сократ.
- Билет 13. Философия Платона.
- Билет 14. Философия Аристотеля.
- Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
- Билет 18. Схоластика: полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.
- 2. Полемика номиналистов и реалистов
- Билет 19. Схоластика: основные представители и идеи.
- Основные проблемы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий)
- Билет 20. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно.
- Билет 15. Философия Френсиса Бэкона.
- Билет 22. Философия Рене Декарта.
- Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
- Билет 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- Билет 25. Теоретическая философия и. Канта.
- Билет 26. Практическая философия и. Канта.
- Билет 27. Философия Фихте и Шеллинга.
- Билет 28. Философская система и метод Гегеля.
- Билет 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
- Билет 30. Философия к. Маркса.
- Билет 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
- Билет 32 Русская философия: славянофилы и западники.
- Билет 33. Серебряный век русской философии (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский).
- Билет 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
- Билет 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
- Билет 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
- Билет 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.
- Билет 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.
- Билет 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.
- Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.
- Билет 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
- Билет 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.
- Билет 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 1 Закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
- Билет 46. Соотношение диалектической и формальной логики.
- Билет 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
- Билет 48. Развитие, его модели и законы.
- Билет 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.
- Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.
- Билет 59. Человек в системе социальных связей.
- Билет 60. Человек и природа.
- Билет 61. Человек как творец и творение культуры.
- Билет 62. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
- Билет 63. Смысл жизни и деятельности человека.
- Смысл жизни
- Билет 67. Проблема прогресса.
- Билет 68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
- Билет 71. Истина и ее критерии.
- Билет 72. Рациональное и эмпирическое познание.
- Билет 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
- Билет 74,75. Презентизм и конструктивизм
- Билет 77. Структура научного познания, его методы и формы.
- Билет 79. Классическая научная рациональность.
- Билет 80. Неклассическая научная рациональность.
- Билет 81. Философия и медицина
- Билет 82. Философско-этические проблемы медицины
- Билет 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
- Билет 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
- Билет 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
- Билет 87. Особенности органической формы.
- Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
- Билет 93. Основные виды редукционизма.
- Билет 94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- Билет 98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- Билет 99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- Билет 100. Аутопоэтичность и автономность
- Билет 101. Теория аутопоэза и синергетика.
- Билет 103. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- Билет 104, 105. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомоллекулярном уровне.
- Билет 111. Этап терапевтического нигилизма.
- Билет 112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- Билет 114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- Билет 115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.
- Билет 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- Билет 120. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни