Билет 81. Философия и медицина
Поддержание здоровья человека и максимальное продление его активной жизни – в этом главный смысл и назначение медицины. Она стала первым заметным средством проявления человеческой мудрости в умелой организации и управлении жизнедеятельностью людей. Только “посвящённые в тайны человеческой природы”
допускались к терапевтическому и хирургическому воздействию, которые начинались со сложного мыслительного процесса распознания заболеваний, именуемого диагностикой (гр. dia - между и gnosis - знание). Диагностика болезни человека во всех отношениях (и объективно и субъективно) – сфера мудрости, а точнее, научно-исследовательской деятельности врача. Он мысленно проводит исследование организма на молекулярном, на субклеточном, на клеточном, на органном и на системном уровнях. Такое многоплановое исследование организма, иначе говоря, глубоко аналитическое медицинское обследование человека и дальнейшее логическое размышление приводит к первичному установлению состояния здоровья.
В результате философского осмысления современной медицины многие медицинские понятия и категории в значительной степени наполняются новым гуманитарным смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного и общественного бытия человека, смысл его жизни, чтобы понять причины многих его заболеваний. Только жизнь человека, построенная в согласии с природой и обществом, расценивается медиками как жизнь разумная и желанная. С усложнением общественного бытия, развитием общечеловеческой культуры в целом, науки, в частности, значимость философского подхода в медицине значительно возрастает. Её теоретические знания всё более становятся исходным началом совершенствования всей медицины, перехода её в новое научное качество, главные признаки которого отличаются объективностью, предметностью, устремлённостью в будущее. Философия в медицине стала наиважнейшим фактором повышения эффективности медицины, проведения новых экспериментальных исследований, особенно в биомедицине.
Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью.
Каждый медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия.
Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всём живом. А этот порядок обеспечивается не только природными силами, а и субъектом познания - активным творческим началом исследователя. Это осмысливали многие знаменитые мыслители и врачи прошлого: Платон (427- 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) и Гален (ок.129 - ок.200), Парацельс (1493-1541) и Декарт (1596-1650), Локк Дж.(1632-1704) и Гольбах П. (1723-1780), Кант И.(1724-1804) и мн. мн. др. Они стремились найти исходные метафизические (греч. Meta to phуsika - то, что за физическим) начала в медицине и теоретически обосновать её как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей.
Многие проблемы философии в медицине созвучны с логикой естественных и гуманитарных наук, с онтологией и гносеологией, этикой и эстетикой, аксиологией и философскими концепциями человека и т.п.
Для человека свойственно неразделённость собственного тела и духовности, его аффективный, волевой и ментальной способностей и т. д., потому, что он не только “момент самодвижения общественной системы” (Кант), но и момент саморазвития своей самости. В сущности современный человек явление социально-природное, ибо он, прежде всего, продукт общественно-культурной истории. Хотя он и остаётся, можно сказать, дитятею естественной природы и не может в своей жизнедеятельности выйти за его рамки, то есть функционировать безотносительно к собственной органической телесности. Человек не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку.
Однако основой взаимодействия человека со своей альма-матер – естественной природой, является его сознательная общественно-созидательная деятельность. В процессе исторического созидания “второй природы” (Маркс), социальной культуры, человек выработал принципиально новый способ присвоения природного вещества и энергии космоса, преобразуя их в формы, пригодные для удовлетворения своих
естественных и культурных потребностей.
- Билет 1. Философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
- Билет 2. Философия в системе культуры.
- Билет 3. Структура философского знания.
- Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи
- Билет 5. Ортодоксальные школы индийской философии
- Билет 6. Философия буддизма. Основные философские идеи индийской медицины.
- Билет 7.Философская мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, философия китайской медицины).
- Билет 8. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.
- Билет 9. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
- Билет 10. Пифагорейская школа.
- Билет 11. Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
- Билет 12. Софисты и Сократ.
- Билет 13. Философия Платона.
- Билет 14. Философия Аристотеля.
- Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
- Билет 18. Схоластика: полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.
- 2. Полемика номиналистов и реалистов
- Билет 19. Схоластика: основные представители и идеи.
- Основные проблемы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий)
- Билет 20. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно.
- Билет 15. Философия Френсиса Бэкона.
- Билет 22. Философия Рене Декарта.
- Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
- Билет 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- Билет 25. Теоретическая философия и. Канта.
- Билет 26. Практическая философия и. Канта.
- Билет 27. Философия Фихте и Шеллинга.
- Билет 28. Философская система и метод Гегеля.
- Билет 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
- Билет 30. Философия к. Маркса.
- Билет 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
- Билет 32 Русская философия: славянофилы и западники.
- Билет 33. Серебряный век русской философии (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский).
- Билет 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
- Билет 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
- Билет 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
- Билет 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.
- Билет 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.
- Билет 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.
- Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.
- Билет 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
- Билет 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.
- Билет 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 1 Закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
- Билет 46. Соотношение диалектической и формальной логики.
- Билет 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
- Билет 48. Развитие, его модели и законы.
- Билет 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.
- Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.
- Билет 59. Человек в системе социальных связей.
- Билет 60. Человек и природа.
- Билет 61. Человек как творец и творение культуры.
- Билет 62. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
- Билет 63. Смысл жизни и деятельности человека.
- Смысл жизни
- Билет 67. Проблема прогресса.
- Билет 68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
- Билет 71. Истина и ее критерии.
- Билет 72. Рациональное и эмпирическое познание.
- Билет 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
- Билет 74,75. Презентизм и конструктивизм
- Билет 77. Структура научного познания, его методы и формы.
- Билет 79. Классическая научная рациональность.
- Билет 80. Неклассическая научная рациональность.
- Билет 81. Философия и медицина
- Билет 82. Философско-этические проблемы медицины
- Билет 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
- Билет 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
- Билет 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
- Билет 87. Особенности органической формы.
- Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
- Билет 93. Основные виды редукционизма.
- Билет 94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- Билет 98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- Билет 99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- Билет 100. Аутопоэтичность и автономность
- Билет 101. Теория аутопоэза и синергетика.
- Билет 103. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- Билет 104, 105. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомоллекулярном уровне.
- Билет 111. Этап терапевтического нигилизма.
- Билет 112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- Билет 114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- Билет 115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.
- Билет 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- Билет 120. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни