logo
Shpora_bilety

Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.

Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.

Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм

40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности

В интегральном подходе Кеннета Уилбера (род. в 1949 г.) развиваются идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм высших аспектов бытия и учитываются разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных целостностей – холонов. Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов. Например, атомы входят в молекулы, молекулы в клетки, клетки – в ткани и т.д. Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон человека он называет также самостью. Уилбер принимает деление мировой истории на эпохи досовременности (от древности до эпохи Возрождения), современности (от возрождения до второй мировой войны) и постсовременности (от второй мировой войны до сегодняшнего дня). На протяжении всех эпох идет постепенный рост массового сознания людей от доперсонального к группоцентрическому персональному (античность и Средние века) и далее к мироцентрическому персональному в эпоху современности. Здесь большую роль сыграла наука и научное мировоззрение, которые сегодня является общепризнанным и проповедуется в школах. Эпоха постсовременности ставит новую цель массового продвижения сознания в области высших регистров персонального сознания и его соприкосновения с трансперсональным сознанием.