Смысл жизни
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»
2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии. Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности».
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.
2. Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует
3. Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.
Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.
Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.
Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.
Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.
Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)
- Билет 1. Философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
- Билет 2. Философия в системе культуры.
- Билет 3. Структура философского знания.
- Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи
- Билет 5. Ортодоксальные школы индийской философии
- Билет 6. Философия буддизма. Основные философские идеи индийской медицины.
- Билет 7.Философская мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, философия китайской медицины).
- Билет 8. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.
- Билет 9. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
- Билет 10. Пифагорейская школа.
- Билет 11. Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
- Билет 12. Софисты и Сократ.
- Билет 13. Философия Платона.
- Билет 14. Философия Аристотеля.
- Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
- Билет 18. Схоластика: полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.
- 2. Полемика номиналистов и реалистов
- Билет 19. Схоластика: основные представители и идеи.
- Основные проблемы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий)
- Билет 20. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно.
- Билет 15. Философия Френсиса Бэкона.
- Билет 22. Философия Рене Декарта.
- Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
- Билет 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- Билет 25. Теоретическая философия и. Канта.
- Билет 26. Практическая философия и. Канта.
- Билет 27. Философия Фихте и Шеллинга.
- Билет 28. Философская система и метод Гегеля.
- Билет 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
- Билет 30. Философия к. Маркса.
- Билет 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
- Билет 32 Русская философия: славянофилы и западники.
- Билет 33. Серебряный век русской философии (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский).
- Билет 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
- Билет 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
- Билет 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
- Билет 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.
- Билет 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.
- Билет 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.
- Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.
- Билет 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
- Билет 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.
- Билет 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 1 Закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
- Билет 46. Соотношение диалектической и формальной логики.
- Билет 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
- Билет 48. Развитие, его модели и законы.
- Билет 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.
- Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.
- Билет 59. Человек в системе социальных связей.
- Билет 60. Человек и природа.
- Билет 61. Человек как творец и творение культуры.
- Билет 62. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
- Билет 63. Смысл жизни и деятельности человека.
- Смысл жизни
- Билет 67. Проблема прогресса.
- Билет 68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
- Билет 71. Истина и ее критерии.
- Билет 72. Рациональное и эмпирическое познание.
- Билет 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
- Билет 74,75. Презентизм и конструктивизм
- Билет 77. Структура научного познания, его методы и формы.
- Билет 79. Классическая научная рациональность.
- Билет 80. Неклассическая научная рациональность.
- Билет 81. Философия и медицина
- Билет 82. Философско-этические проблемы медицины
- Билет 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
- Билет 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
- Билет 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
- Билет 87. Особенности органической формы.
- Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
- Билет 93. Основные виды редукционизма.
- Билет 94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- Билет 98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- Билет 99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- Билет 100. Аутопоэтичность и автономность
- Билет 101. Теория аутопоэза и синергетика.
- Билет 103. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- Билет 104, 105. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомоллекулярном уровне.
- Билет 111. Этап терапевтического нигилизма.
- Билет 112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- Билет 114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- Билет 115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.
- Билет 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- Билет 120. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни