Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания
Томас Гоббс (1588—1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, так как они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, у Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он ее исследует с количественной стороны как математик — геометр и механик. У него мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Т. Гоббса материя как бы геометризуется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как некая система количественных величин. Движение он понимает как только механическое. Материалистически Гоббс подходит к рассмотрению проблем пространства и времени.В своих философских воззрениях на мир Т. Гоббс выступает, скорее, как деист, хотя у него встречаются утверждения и прямо атеистического характера, вроде того, что Бог — это продукт человеческого воображения. Т. Гоббс подчеркивает, что Бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе .Продолжатель философии Ф.Бэкона Т.Гоббс в гносеологии был также в основном эмпириком и сенсуалистом (подчеркивал, что чувственное познание — это главная форма познания). Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление он понимал как сложение или вычитание понятий, распространяя на него полностью свой математический метод.
Джон Локк (1632 —1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Джордж Беркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) —епископ в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов.
Дэвид Юм (1711-1776,) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источника нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).
- Билет 1. Философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
- Билет 2. Философия в системе культуры.
- Билет 3. Структура философского знания.
- Билет 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи
- Билет 5. Ортодоксальные школы индийской философии
- Билет 6. Философия буддизма. Основные философские идеи индийской медицины.
- Билет 7.Философская мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, философия китайской медицины).
- Билет 8. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.
- Билет 9. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
- Билет 10. Пифагорейская школа.
- Билет 11. Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
- Билет 12. Софисты и Сократ.
- Билет 13. Философия Платона.
- Билет 14. Философия Аристотеля.
- Билет 15. Эллинистически - римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
- Билет 18. Схоластика: полемика номиналистов и реалистов. Доказательства бытия Бога.
- 2. Полемика номиналистов и реалистов
- Билет 19. Схоластика: основные представители и идеи.
- Основные проблемы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий)
- Билет 20. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно.
- Билет 15. Философия Френсиса Бэкона.
- Билет 22. Философия Рене Декарта.
- Билет 23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
- Билет 24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- Билет 25. Теоретическая философия и. Канта.
- Билет 26. Практическая философия и. Канта.
- Билет 27. Философия Фихте и Шеллинга.
- Билет 28. Философская система и метод Гегеля.
- Билет 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.
- Билет 30. Философия к. Маркса.
- Билет 31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).
- Билет 32 Русская философия: славянофилы и западники.
- Билет 33. Серебряный век русской философии (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский).
- Билет 34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).
- Билет 35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.
- Билет 36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.
- Билет 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.
- Билет 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.
- Билет 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.
- Билет 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.
- Билет 41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.
- Билет 44. Жизнь как специфическая форма движения материи.
- Билет 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 1 Закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
- Билет 46. Соотношение диалектической и формальной логики.
- Билет 47. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
- Билет 48. Развитие, его модели и законы.
- Билет 49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.
- Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.
- Билет 59. Человек в системе социальных связей.
- Билет 60. Человек и природа.
- Билет 61. Человек как творец и творение культуры.
- Билет 62. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
- Билет 63. Смысл жизни и деятельности человека.
- Смысл жизни
- Билет 67. Проблема прогресса.
- Билет 68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
- Билет 71. Истина и ее критерии.
- Билет 72. Рациональное и эмпирическое познание.
- Билет 73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.
- Билет 74,75. Презентизм и конструктивизм
- Билет 77. Структура научного познания, его методы и формы.
- Билет 79. Классическая научная рациональность.
- Билет 80. Неклассическая научная рациональность.
- Билет 81. Философия и медицина
- Билет 82. Философско-этические проблемы медицины
- Билет 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
- Билет 84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.
- Билет 86. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.
- Билет 87. Особенности органической формы.
- Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.
- Билет 93. Основные виды редукционизма.
- Билет 94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- Билет 98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- Билет 99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- Билет 100. Аутопоэтичность и автономность
- Билет 101. Теория аутопоэза и синергетика.
- Билет 103. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- Билет 104, 105. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомоллекулярном уровне.
- Билет 111. Этап терапевтического нигилизма.
- Билет 112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- Билет 113. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- Билет 114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- Билет 115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- Билет 116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках.
- Билет 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- Билет 120. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни