III. Философия идеи
Одно и то же есть мысль и бытие...
Парменид
Как уже отмечено, идеализм представляет собой второе философское течение, которое переносит в XX столетие образ мыслей, типичный для XIX века. Если во время всей первой четверти нашего столетия он был весьма значительным направлением, то нынче его влияние настолько упало, что он уступает эмпиризму и должен быть оценен как самое слабое течение в современной философии. Так, в Англии он практически отсутствует. В Германии неокантианские школы, которые около 1920 г. были в полном расцвете, превратились во второстепенные величины. Во Франции после смерти Брюнсвика идеализм не имеет больше выдающихся представителей. Даже в Италии, где блестящая школа Кроче и Джентиле господствовала в течение целого поколения, идеалистическая мысль, по-видимому, ушла в прошлое. Однако ее влияние было когда-то действительно велико и оно еще чувствуется в определенных формах, например у Ясперса и даже у некоторых томистов. Так что будет полезным представить здесь хотя бы некоторых идеалистов. В качестве таковых мы выбрали Бенедетто Кроче, Леона Брюнсвика и некоторых немецких неокантианцев. В этой последовательности они образуют восходящую линию: Кроче ближе всех к позитивизму, тогда как некоторые неокантианцы стоят на пороге феноменологии. Между ними имеются немалые различия: Кроче по сути гегельянец, Брюнсвик сильно склоняется к субъективизму, а неокантианцы, хотя все ссылаются на Канта, обнаруживают между собой серьезные расхождения. Но всем им обща одна черта: они идеалисты в гносеологическом смысле и объективные идеалисты, то есть для них вся действительность имманентна объективному духу, который создает формы, являющиеся в природе и в человеческой душе, или даже тождествен этим последним.
- I. Становление современной философии
- § 1. XIX столетие
- § 2. Кризис
- § 3. Начало XX столетия
- § 4. Основные течения современной философии
- II. Философия материи
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- III. Философия идеи
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- IV. Философия жизни
- §11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- V. Философия сущности
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- VI. Философия существования
- § 16. Общая характеристика философии существования
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс
- VII. Философия бытия
- § 21. Метафизика
- § 22. Николай Гартман
- § 23. Альфред Норт Уайтхед
- § 24. Томизм
- § 25. Математическая логика
- § 26. Международные организации
- § 3. Начало XX столетия
- § 5. Бертран Рассел
- § 6. Неопозитивизм
- § 7. Диалектический материализм
- § 8. Бенедетто Кроче
- § 9. Леон Брюнсвик
- § 10. Неокантианство
- § 11. Анри Бергсон
- § 12. Прагматизм и бергсонианство
- § 13. Историцизм и немецкая философия жизни
- § 14. Эдмунд Гуссерль
- § 15. Макс Шелер
- §16. Экзистенциализм
- § 17. Мартин Хайдеггер
- § 19. Габриель Марсель
- § 20. Карл Ясперс