logo search
Shpora_bilety

Билет 88. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.

Только живое способно питаться. Это удивительный процесс — питание. Камень вообще не может обладать такой способ­ностью. Только живое существо обладает этим качеством. Живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии. Следовательно, только у живо­го есть своя энергия, которая может заканчиваться, которую мож­но и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он растворен в океане общей физической энергии. По­этому ему и не нужно получать какую-то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в пищеварении оно окончательно превращает в свою энергию.

Одно из фундаментальных свойств живого — свойство размножения. Виды размноже­ния, например: 1) размножение как избыток роста, превышаю­щий некоторую меру единичности организма — когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Н-Р: рост растений, при размножении почковани­ем. 2) Возможно размножение путем освобождения части от гос­подства целого. Н-р, гидру разрезают на части, и из каждой части возникает новая гидра, то в этом случае выделение части в процессе разрезания активирует эту часть как новое це­лое. Получается, что в частях целого потенциально содержится целое, которое активируется после высвобождения частей или потенцируется существованием частей в составе целого. 3) наиболее развитый вид размножения — половое размноже­ние. В процессе полового размножения сливаются два дополни­тельных целых, образуя новую целостность. Во всех этих видах размножения мы, тем не менее, можем заметить одно замечатель­ное свойство, которое, является главным для спо­собности размножения. Это взаимопроникновение целого и час­ти — часть может становиться целым, а целое — частью. Следова­тельно, для живого характерно некоторое третье состояние — со­стояние, которое можно было бы назвать термином часть-целое, выражая им синтез того и другого, целое целого и части — как бы целое 2-го порядка.

БИЛЕТ 89. Проблема обладания живыми организмами своим собственным внутренним миром.

В живом мы чувствуем свой собственный внутрен­ний мир. Живое смотрит на нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него — нет (монологическая раци­ональность). В случае же с живым мы приобретаем особую неуве­ренность и колеблемость, ощущая, что не только мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическаярациональность). Возникает нечто по большому счету равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля вос­приятия.

БИЛЕТ 90.Холизм в биологии и медицине.

Холизм, идеалистическая «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом. Согласно Х., миром управляет процесс творческой эволюции — процесс создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон сохранения материи. Носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое, нематериальное поле (подобное лейбницевской монаде), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в Х. как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно Х., высшая конкретная форма органической целостности — человеческая личность. Придавая мистический характер «фактору целостности», Х. считает его нематериальным и непознаваемым. Идеи Х. развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В современной западной литературе термин «Х.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

БИЛЕТ 91. Редукционизм в биологии и медицине.

Противоположное холизму, редукционизм— происходит от лат слова «reductio» — «упрощение», сведение сложного к простому. Представители ре­дукционизма (редукционисты) считают, что никаких принципи­альных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное — живые организмы представляют из себя очень сложные физико- химическиесистемы. Поэтому возможна биология как наука, но законы биологии — это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях. Т о, для редукционистов биология — одна из приклад­ных физико-химических наук.

БИЛЕТ 92. Основные виды холизма.

«холизм» от греческого «holos» (целое) - это направление в биологии всегда подчеркивало принципиалыное отличие живых организмов от неживых тел. Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципи­ально отличает живое от неживого. Н-р, в биоло­гии не до конца применимы законы физики и химии, нужны но­вые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов. Внутри холизма всегда существовало еще множество более частных направлений, из которых можно выделить два наиболее важных. Эти два направления можно условно назы­вать рациональным и иррациональным холизмом. Иррациональный холизм это направление холизма по существу отрицает возможность биологии как науки и превращает биологию в мистику. Рациональный холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, 0 возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.