logo search
итог

6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.

В середине XII — 1-й половине XIII столетия в средневековой Европе открываются первые университеты. Первоначально в функции университетов входила подготов­ка преимущественно священнослужителей, хотя, помимо теологии, изучались также медицина, математика, геометрия, астрономия, физика, грамматика и философия.

Корпорация практически любого университета делилась на 4 факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический» (это был своеобразный подготовительный факультет, позднее получивший название философского, где преподавали семь свободных искусств - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Об уровне преподавания однако можно судить по тому, что преподавали ее неспециалисты: первые математики- профессионалы появляются в европейских университетах лишь к XIV в.

На протяжении XII–XIII вв. университеты появились в Кембридже, Неаполе, Монпелье, Саламанке, Падуе, Тулузе, однако наибольшую известность и решающее значение для развития научной мысли эпохи Средневековья получили Парижский (1200) и Оксфордский (1178) университеты.

Парижский университет обрел к XIII в. статус интеллектуального центра средневековой Европы, привлекавшего не только французов, но и выходцев из Италии, Германии и Англии. В стремлении избежать инакомыслия и утвердить Парижский университет в качестве источника истинного знания издаются декреты папской курии, в которых запретили преподавание физики и метафизики, предписывая касаться на занятиях только тех вопросов, разъяснение которых можно найти в Священном писании и трудах Святых Отцов. Наиболее совершенной и достойной изучения становится наука о божественном, в то время как остальные науки, касающиеся сотворенных природных вещей, подчиняются ей — оказываются так называемыми «служанками теологии».

Оксфордский университет. Относительная изолированность этого крупного учебного заведения уберегла его от пристального внимания и папской цензуры в отношении учебной программы. Интеллектуальная жизнь Оксфорда была ничуть не менее религиозна, однако способ подчинения наук теологии остался «более свободным и гибким». В Оксфорде математика и астрономия имели серьезное значение. Рождению интереса к естествознанию способствовала переводческая работа основных сочинений Аристотеля, а также арабских средневековых ученых. В Оксфордском университете естественнонаучная мысль получила мощный толчок для своего развития в трудах ученых Мертоновского колледжа, таких как, например, Томас Брадвардин (1295–1349).

Однако при полном господстве церкви в образовании восприятию и доработке античных знаний мешала сохранявшаяся официальная их оценка как «язы­ческой лжи и заблуждений Для того чтобы быть принятым, ан­тичное наследие должно было пройти процесс христианизации.

Предпосылки развития научного мышления: 1) В XII в. происходит восприятие средневековыми схоластиками Аристотеля, имевшее весьма серьезное влияние на последующее развитие научной мысли. Изучение Аристотеля открывало совершенно новый подход, способ анализа фактов, задавало определенную модель объяснения явлений, т.е. давало научно-исследовательскую программу. Эта программа по существу и была воспринята средневековой наукой. 2) Но постоянно возникающее противоречие явилась концепция двойственной истины. Сущность этой концепции — Для средневекового учёного существуют две принципиально разные картины мира: верующего христианина и натурфилософа. Первая удостоверяется откровением, вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и пользующимся индукцией. Теория двойственной истины открывала широкий простор для обсуждения естественнонаучных вопросов. 3) Одним из наиболее актуальных вопросов, обсуждавшихся на протяжении XIII и XIV вв., был следующий: будет ли невозможное с точки зрения разума и основанной на нем античной науки невозможным и для всемогущего бога христианской религии? Всемогущество христианского бога служит средством отмены тех запретов, которые составляют сущность аристотелевской научной программы: запрета допускать пустоту, мыслимую как «место» или пространство вне мира; запрета мыслить прямолинейное движение «не вверх» и «не вниз», а «за пределы мира», которое требует отмены конечного космоса с его системой абсолютных мест.

В средние века подготавливается целый ряд предпосылок науки нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой природы, телеологический Телеоло́гия— онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца) принцип и ограничиться действующими причинами.