2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
Алхимия – опиралась на ряд верований как языческих оккультных, так и христианских. По сути – ересь, но в нее верили и представители духовенства, поскольку ждали получения знания о превращении металлов в золото. Потерпев неудачу, утратила существование, но дала начало химии, оставив научно-экспериментальные наработки.
Религия формировала мировоззрение и регулировала соц-эк поведение людей. Христианство принижало самостоятельную ценность природы и поставило ее на службу интересам людей. Это легло в основу научно-географических открытий Нового времени и повлекло в перспективе современный экологический кризис.
Клонирование. Ю. Хабермас, апеллируя к христианским ценностям, говорит, что каждый человек явл. уникальным и имеет право самостоятельно планировать свой путь. Клонирование предполагает возможность генетического контроля, отвергает саму возможность экзистенциального выбора. Бог, т.о., здесь выступает как гарант естественного права на свободу воли.
Деизм. Религиозно-социальная концепция 2х истин: от бога и от человека. Бог сотворил материю, установил нравственные абсолюты, а человек вправе сам размышлять и действовать, воплощать абсолют в историческую реальность вне зависимости от бога.
3. Попытки синтеза. Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и научного социально-гуманитарного знания. 2 причины такого стремления: гносеологические и аксиологические.
Гносеолог. причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму, а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают сущ-е бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Аксиологическая (вопросы, связанные с природой ценностей,) причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.
Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.