logo
итог

2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания

Алхимия – опиралась на ряд верований как языческих оккультных, так и христианских. По сути – ересь, но в нее верили и представители духовенства, поскольку ждали получения знания о превращении металлов в золото. Потерпев неудачу, утратила существование, но дала начало химии, оставив научно-экспериментальные наработки.

Религия формировала мировоззрение и регулировала соц-эк поведение людей. Христианство принижало самостоятельную ценность природы и поставило ее на службу интересам людей. Это легло в основу научно-географических открытий Нового времени и повлекло в перспективе современный экологический кризис.

Клонирование. Ю. Хабермас, апеллируя к христианским ценностям, говорит, что каждый человек явл. уникальным и имеет право самостоятельно планировать свой путь. Клонирование предполагает возможность генетического контроля, отвергает саму возможность экзистенциального выбора. Бог, т.о., здесь выступает как гарант естественного права на свободу воли.

Деизм. Религиозно-социальная концепция 2х истин: от бога и от человека. Бог сотворил материю, установил нравственные абсолюты, а человек вправе сам размышлять и действовать, воплощать абсолют в историческую реальность вне зависимости от бога.

3. Попытки синтеза. Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и научного социально-гуманитарного знания. 2 причины такого стремления: гносеологические и аксиологические.

Гносеолог. причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму, а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают сущ-е бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Аксиологическая (вопросы, связанные с природой ценностей,) причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.