logo
итог

22. Главные характеристики современного этапа развития науки.

В конце XX — начале XXI в. происходят новые радикальные изме­нения в основаниях науки. На этом этапе были выявлены основания для создания новой научной картины мира – эволюционно‑синергетической. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем.

Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рож­дается новая, постнеклассическая наука.

Ее основные тенденции:

  1. принцип развития (эволюции) в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы В рамках универсального эволюционизма происходит элиминация понятия изолированной системы. Теперь всякий локальный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т. д.) может быть объяснен только лишь как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной как целого.

  2. революция в средствах хранения и получения знаний меняют характер научной деятельности.

  3. современная наука характеризуется междисциплинарностью По­степенно стираются жесткие разграничительные линии между карти­нами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.

  4. в процессе определения научно-иссле­довательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.

  5. объектами современных междисциплинарных исследований все чаше становятся уникальные системы, характеризующиеся открытос­тью и саморазвитием. Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек — машина» (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта) и т.д.

  6. окончательно трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Внутренняя этика науки, стиму­лирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в новых условиях с общегуманисти ческими принципами и ценностями.

  7. научное познание начинает рассматриваться в контексте социаль­ных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего раз­вития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.