23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
Этика - система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы. До середины прошлого столетия проблемы этики научного познания, вообще говоря, не были объектом систематического изучения; их обсуждение носило оттенок необязательности. Однако объективная интенсивность развития науки привела к обострению многих социальных и внутринаучных (внутридисциплинарных) проблем, что поставило идеал ценностно-нейтрального научного исследования в условия жесточайшего кризиса.
На пути к этической обусловленности науки развиваются 2 параллельных подхода. Эти подходы обусловлены самой системой социальных отношений в науке, где определенные уровни отношений порождают определенные нормы поведения (уровни - отдельный ученый, научный коллектив, совокупность коллективов (первый подход), все научное сообщество в целом, человечество (второй подход).
Первый подход: рассматриваются этические нормы, необходимые для развития науки, инициированные самой наукой.
Главной проблемой межличностных отношений в научном коллективе является этика дискуссий (дискуссия может быть и заочной (публикации например), но этические требования остаются те же — дискутируют с личностью). Этические нормы научной дискуссии: 1)При аргументировании своей точки зрения ни в коем случае нельзя сознательно использовать логические ошибки. 2) Недопустимо использовать способы доказательства, при помощи которых можно доказать все, что угодно: апеллирование к интуиции, ссылки на ограниченность человеческого разума и т. п. 3) В научной дискуссии необходимо проводить четкую границу между научной позицией собеседника и его личными качествами. Этика публикаций: 1 Публиковать можно только и исключительно свои идеи. Если для подтверждения или иллюстрации требуется привлечь работы других авторов, на них необходимо делать ссылки. 2. До сведения научного сообщества необходимо доводить не только положительные результаты своих исследований, но и результаты отрицательные, опровергающие концепцию, когда-то предложенную автором. 3.Публикации должны осуществляться в специализированных научных изданиях, рассчитанных на людей, сведущих в данной области знания. (для широкой публики существуют научно-популярные журналы).
Четыре нормативных регулятива научной деятельности по Мертону («Нормативная структура науки» 1942 г) : 1) универсализм. Необходимо предполагать, что изучаемые наукой явления повсюду протекают одинаково (при одинаковости условий). 2) бескорыстность 3) коллективизм. Научное знание должно по возможности становиться достоянием всего научного сообщества. 4) организованный скептицизм.
Соблюдение этических норм в научно-исследовательской деятельности отнюдь не гарантирует немедленных результатов мирового значения, но несоблюдение этих норм практически лишает исследователя шансов добиться серьезного успеха.
Второй подход. рассмотрение этики, как фактора, ограничивающего в рамках общественной безопасности развитие науки, здесь этика связана с возможными последствиями научного творчества. Отношения между ученым миром и остальным человечеством порождают проблему применения результатов научной деятельности, что становится предметом исследования социальной этики науки.
А. Этика в контексте современной физики. Создание, совершенствование, наращивание ядерного вооружения. Отправная точка особого внимания к этой проблематике – ядерная бомбардировка Япония в 1945. Эти события впервые в истории заставили в полной мере осознать и оценить могущество науки, научного знания и научной деятельности как фактора. Практическая мощь науки раскрывается не только с позитивных, но и с негативных ее сторон, поэтому отношение к ней становится проблематичным.
Б. Этика в контексте генной инженерии. Возникновение генетической инженерии обычно датируется 1972 г., когда группа ученых в Стэндфордском университете (США) во главе с Полом Бергом, получила первые гибридные молекулы ДНК.
1. Потенциальная угроза генной инженерии для человека и человечества. Даже простая небрежность экспериментатора (одна из версий возникновения СПИДа) или его некомпетентность в мерах безопасности может привести к непоправимым последствиям и представляет, поэтому серьезную угрозу всему человечеству.
2. Проблема клонирования животных и человека. Здесь, с одной стороны, существует угроза видоизменения (не в лучшую сторону человеческой природы), с другой – порицание церковью и частью общества вмешательства в сокровенный и далеко не распознанный процесс формирования и развития индивидуальной личности человека.
В. Этика в контексте информационных технологий и создания искусственного интеллекта. Рассматриваются соответствующие проблемы: возможность на определенной стадии развития выхода из под контроля искусственного разума, более насущная проблема возможных ошибок автоматизированных систем, на которые возложена огромная ответственность в различных областях жизни человека (вплоть до обороны стран).
Г. Этика в контексте экологии. Развернувшееся с начала 60-х годов экологическое движение пробудило в общественном сознании беспокойство в связи с растущим загрязнением среды обитания и истощением естественных ресурсов планеты, общим обострением глобальных проблем.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.