34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
Личность - это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Личность х-ся наличием определенных ценностных ориентаций, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенной совокупности знаний, умений, навыков, привычек и т. п.
Однако отождествление понятия личность с человеком произошло не так давно. Так на Руси, в Риме наказание распространялось на весь род человека, т.е. под личностью понимали определенную генетически близкую коллективность. Однако по мере развития цивилизации в римской традиции слово персона (посмертная греческая маска) стало ассоциироваться с правами граждан, с признанием их инд-ти по праву рождения римским гражданином. Личность становится диалектическим вместилищем свободы (юридических прав) и несвободы (обязанностей, основанных на социальном контроле и ролевом поведении). В христианской философии средневековья личность теряет материальную природу своего происхождения (укорененность в правах и обязанностях), понимается как богом данная индивидуальная духовность. Философия рационализма отвергает и философию христианской личности (созданной по произволу творца), и римскую личность по праву рождения гражданином. Она начинает понимать под личностью исключительно социализированного индивида.
В связи с этим в современных социальных науках происходит раскол на два направления в оценки природы личности: примордиалистское и конструктивистское. Первые понимают личность как нечто врожденное в человеке, как его «натуру». Вторые полагают, что личность изначально определяется культурой, каждая социально-историческая единица формирует свои типы сознания.
Сво-ва личности:
Ее общественная сущность. Она – и продукт общественно-исторического развития и деятель общественного развития одновременно. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Личностью человек может стать не по рождению, а только в обществе, в социальной среде.
Неповторимость. В известной мере, личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально - значимых черт.
Автономность. Личность характеризуется определенной степенью независимости от общества. Её независимость сопряжена с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности самосознания. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.
Критерии определения личности: 1) достаточно высокий уровень псих развития 2) способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого 3) способность сознательно управлять собственным поведением 4) способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом 5) способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни 6) способность к самосовершенству.
Компоненты личности:
Физическая личность - самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг
Социальная личность складывается в общении людей как система социальных ролей человека, в разных группах.
Духовная личность - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях.
Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.
.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.