12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
1.Научные знания –сложная развивающаяся система. Общие закономерности развития наук. 1) преемственность в разв-и науч.знаний. Нов.теории не отриц. полностью старые, а содержат их в «снятом» виде. Каждый шаг подготавл-ся предшеств. этапом. Процесс преемственности в науке- процесс ее развития (традиция-новация) 2) единство количественных и кач. изм-й в разв-и науки. Ед-во постепенных, спокойных колич.изм-й и коренных, качеств. изм-й (скачки, науч.рев.) 3) дифференциация и интеграция наук. Диф. – выделение нов.науч.дисциплин. Инт. – синтез знания, объединение ряда наук – чаще всего в дисциплины, наход. на их «стыке». 4) Взаимодействие наук и их методов. Вз-ствие естеств., соц. и тех. наук. Один из важных путей – взаимообмен методами и приемами исссл-я, т.е. применение методов 5) Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. Но! абстрактн.формулы и мат.аппарат не должны заслонять/вытеснять реальн. содерж-е изучаемых пр-ссов. 6) Теоретизация и диалектизация науки Т.е. все в природе взаимосвязано и все в ней происходит в конечном счете диалектически, а не метафизически 7) Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. 2 осн. формы критики: 1) негативн., разрушит.; 2) конструктив., созидат. В науке допустим только 2. Констр.критика – усл-е для реализ-циии принципа объективности научного познания.
2.Традиционно по предметной области выделяют естественные, изучающие природу, и общественные (социальные), изучающие общество науки. Однако а) есть немало наук, занимающих промежуточное положение (география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). экология, изучающая взаимодействие общества и природы. Б) существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.
5. Более точным (но не менее условным) является выделение 4 важнейших типов наук – естественные, общественные, технические и математические.
А. Естественные науки Предметная область– природа. разделяются на две части: науки о неживой (неорганической) природе (физика, астрономия, химия и др.) и биология – наука о живой (органической) природе. Между этими частями существует множество промежуточных звеньев – геология (которая включает в себя изучение не только неорганических, но и органических образований в земной коре), география, биофизика, биохимия и пр. Наиболее общей из естественных наук является физика. Она выступает как фундамент всех наук о природе.
Б. Общественные науки. Предметная область– человеческое общество. Процесс выделения общественных наук из философии начинается лишь в Новое время и продолжается до сих пор. Еще не сложился общепринятый взгляд на соотношение между науками об обществе и науками о человеке. Одни считают, что науки, изучающие человека, составляют часть комплекса общественных наук, поскольку человек живет в обществе и его природа не может быть понята вне учета этого обстоятельства. Другие полагают, что, наоборот, науки об обществе составляют часть комплекса наук о человеке, поскольку общество есть продукт взаимодействия людей.
Особенности общественных наук в отличие от естественных: 1) Отсутствие объективных законов. Здесь исследователю приходится рассматривать результаты человеческой деятельности, которая обусловлена как объективными обстоятельствами, так и субъективными мотивами и замыслами тех, кто осуществляет эту деятельность. 2) Исторический подход. Чтобы понять единичные социальные явления, необходимо обращаться к их историческим корням. 3) Взаимосвязь общественных наук с вненаучными формами познания. 4) Ценностно-идеологическая оценка. Если естественные науки устанавливают, описывают и объясняют факты, то общественные, кроме того, еще и оценивают их с точки зрения того, насколько они согласуются с определенными социальными идеалами.
В. Технические науки. Предметная область– техника, которая есть особая реальность, занимающая место между природой и человеком. Специфика технических наук 1) Своеобразие их предметной области. Если в естествознании изучаются природные объекты, то в технических науках – объекты искусственные, создаваемые людьми. Задача технической теории состоит в том, чтобы выяснить принципы, определяющие устройство и функционирование технических объектов. Для этого приходится строить идеализированные теоретические модели, которые описывают особые, искусственно создаваемые физические условия, имеющие место в технических объектах. Законы, устанавливаемые техническими науками, можно разделить на две группы. Первая – это конкретизированные применительно к заданным условиям общие законы физики. Другая группа законов - это специальные законы, действующие только в условиях данной технической модели. 2) Нацеленность на практическую пользу. Эти науки призваны служить руководством для организации эффективной практической деятельности в мире техники. 3) Проектный характер. Они предназначены не только для описания и объяснения того, что уже есть в существующей технике и технологии, но и для проектирования того, что может быть создано, а также исследования проектов.
Г.Математические науки. В них, в отличие от всех других наук, рассматриваются не конкретные явления, вещи и процессы объективной действительности, а абстрактные мыслительные образования – логические отношения, числа, алгебраические структуры, геометрические формы и вообще любые множества элементов, операции с которыми осуществляются по строго опр. логическим правилам. Математические теории не нуждаются в обосновании и проверке на опыте, они обосновываются и проверяются посредством одних только логических рассуждений. Математический язык – одно из важнейших знаковых средств современной культуры. Это язык не только науки, но и техники, и экономики. Он проник даже в сферу эстетики – начинает «математизироваться» сам процесс художественного творчества.
6. По своей направленности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задача фундаментальных наук – познание законов, описывающих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем
.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.