8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
1.Философия Нового времени охватывает период 16-18 веков. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизация данных естественных наук. В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок: 1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс); 2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон); 3. развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт). При поисках этого «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).
2. Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - напр в теории познания, кот все знания выводит из чувств опыта. Различают идеалистический эмпиризм (Юм, Беркли, Мах, Авенариус), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк и др.), считающий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Согласно эмпиризму в душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движения.
3. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский политик и философ, основатель эмпирической методологии науки. «Новый Органон». Особенность действия наших чувств в том, что без них нельзя познать природу. А разум, быстро отрывается от чувств, и многое привносит в познание от себя. Такое привнесение Бэкон называет идолами. Т.е. адекватному познанию могут препятствовать четыре вида заблуждений, или призраков: 1) призраки рода - изъяны в чувственном и рациональном познании, характерные для всего человеческого рода и обусловленные несовершенством наших органов чувств (например, антропоморфизм, идеализация и др.); 2) призраки пещеры - индивидуальные недостатки в познании, обусловленные особенностями среды, воспитания, телесной организации, обстоятельствами, вызывающими различные пристрастия; 3) призрак рынка - предрассудки, порожденные непониманием или незнанием; 4) призраки театра - ложные теории, поддерживаемые догмами, религиозным рвением и авторитетом искусственных философских построений. 3и 4 –это приобр-нные заблуждения, все 4 мешают истинному познанию. Он призывает к исп научного эксперимента, осн на принципах научной индукции, чтобы избавиться от «призраков».
Джон Локк (1632 – 1704) Письма о веротерпимости (1689) Опыт о человеческом разумении (1690) Второй трактат о гражданском правлении (1690) Некоторые мысли о воспитании (1693).Развивают традицию эмпиризма в рамках созданной им сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства являются источником истинного знания. В разуме нет ничего, чего первонач-но не было бы в чувствах, поэтому чел-ую память Локк сравнивает с Табалла Раса, на которой в течение всей жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. ( т.е. критикует Декарта) Опыт человека бывает внеш и внутр. Объект внеш – внеш мир, а объект внутр-ннего это деятельность самой души. Идеи получаемые в рез-те познания, Локк делит на простые и сложные. Простые получаются при помощи одного чувства, сложные - через сравнение простых идей.
3.Т. Гоббс (1588-1679) «О теле» (1655) «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).По мнению его философия должна служить практ инт людей в незави-ти от религии, его отличает крайний номинализм и сенсуализм ( фил-ая концепция, рассм-ая чувства человека в кач-ве единственного ист знаний).
4. Рационализм (от пат. ratio - разум) - совокупность направлений, опред – их разум основой познания и повед людей и полаг-их, что разумность устр-ва, логический порядок вещей – это неотъемлемая х-ка всего мироздания. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи.: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Основной их метод – дедукция.
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ и ученый, автор (Латинизир. вариант имени Кортези, поэтому его учение наз. Картезианством, 1596-1650) «Рассуждение о методе…» (1637) Размышления о первой философии…» (1641) «Первоначала философии» (1644) Чтобы отыскать истину, исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Декарт разработал 4 известные правила своего картезианского метода: 1) никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Необходимо включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоем образом не может дать повод к сомнению (это не просто правило, это фундаментальный принцип Декарта) 2) необходимо каждую проблему на столько частей делить, сколько возможно и необходимо для ее разрешения (анализ) 3) необх располаг своих мысли в опр пор-ке начиная с предметов прост и восходить мало по малу до познания более слож вещей (синтез) 4) делать все настолько полно и обзоры столь всеохват, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. . 4 х-ки его творчества рационализм , механицизм (весь мир как машина), детерминизм ( попытка найти причинно-следственные связи), дуализм (исходит из того, что наш мир представляет собой два параллельных несводимых друг к другу начала – материальное и духовное. У духовного начала атрибут мышление, а в мат начале атрибут – притяжение. Концепция идей. Разум обладает тремя группами идей – врожденные идеи (кот он находит в самом себе это идея бога, идея чисел и фигур и идея математических аксиом), приобр – идеи, кот приходят извне через органы чувсв, + изобретенные идеи (приобр идеи в комбинации)
Бенедикт Спиноза (1632, Амстердам —1677, Гаага) (ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье». 1662 «Богословско-политический трактат» 1677 «Политический трактат»). Разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. Б Спиноза, различает три вида познания:1)чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, и 3)самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину. Из установленных интуитивным путем истин (аксиом) выводятся дедуктивно, по методу математики, все остальные выводы и заключения. Надо, не смеяться и плакать (именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать.
Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) 3. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц; 1646-1716) (Сочинения в 4 т., - М.: Мысль, 1982. Том 1: Письма, "О первой материи", "Рассуждение о метафизике", "Монадология" и др.Том 2: "О врожденных понятиях"Том 3: Переписка, Логические труды Том 4: "Опыты теодицеи..." и др).Развивает систему, получ. название субстанциальный плюрализм или монадология. Основаниями сущ явлений или феноменов служат простые субстанции или монады (просты и не содержат частей, их бесконечно много и все они разные). Монада обладает двумя характеристиками — стремлением (деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады) и восприятием (перцепцией) своей внутренней жизни, к которому способны все монады. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия или апперцепции (Разум человека — это тоже монада).. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. Таким образом, не существует совершенно неодушевлённой природы. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна или обморока.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.