logo
итог

8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени

1.Философия Нового времени охватывает период 16-18 веков. Это время становления и оформления естествен­ных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, механика превращаются в самостоятель­ные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обоб­щения и систематизация данных естественных наук. В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок: 1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс); 2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон); 3. развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт). При поисках этого «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).

2. Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - напр в теории познания, кот все знания выводит из чувств опыта. Различают идеали­стический эмпиризм (Юм, Беркли, Мах, Авенариус), признававший единственной реальностью субъек­тивный опыт (ощущения и представления), и мате­риалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк и др.), считающий источником чувственно­го опыта объективно существующий мир. Согласно эмпиризму в душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощу­щения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который коррек­тирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению тео­рий. Это — индуктивный метод движения.

3. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский политик и философ, основатель эмпирической методологии науки. «Новый Органон». Особенность действия наших чувств в том, что без них нельзя познать природу. А разум, быстро отрывается от чувств, и многое привносит в познание от себя. Такое привнесение Бэкон называет идолами. Т.е. адекватному по­знанию могут препят­ствовать четыре вида заблуждений, или призраков: 1) призраки рода - изъяны в чувственном и рацио­нальном познании, характерные для всего человече­ского рода и обусловленные несовершенством на­ших органов чувств (например, антропоморфизм, идеализация и др.); 2) призраки пещеры - индивидуальные недостатки в познании, обусловленные осо­бенностями среды, воспита­ния, телесной организа­ции, обстоятельствами, вызывающими различные пристрастия; 3) призрак рынка - предрассудки, поро­жденные непониманием или незнанием; 4) призраки театра - ложные теории, поддерживаемые догма­ми, религиозным рвением и авторитетом искус­ственных философских построений. 3и 4 –это приобр-нные заблуждения, все 4 мешают истинному познанию. Он призывает к исп научного эксперимента, осн на принципах научной индукции, чтобы избавиться от «призраков».

Джон Локк (1632 – 1704) Письма о веротерпимости (1689) Опыт о человеческом разумении (1690) Второй трактат о гражданском правлении (1690) Некоторые мысли о воспитании (1693).Развивают традицию эмпиризма в рамках созданной им сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства являются источником истинного знания. В разуме нет ничего, чего первонач-но не было бы в чувствах, поэтому чел-ую память Локк сравнивает с Табалла Раса, на которой в течение всей жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. ( т.е. критикует Декарта) Опыт человека бывает внеш и внутр. Объект внеш – внеш мир, а объект внутр-ннего это деятельность самой души. Идеи получаемые в рез-те познания, Локк делит на простые и сложные. Простые получаются при помощи одного чувства, сложные - через сравнение простых идей.

3.Т. Гоббс (1588-1679) «О теле» (1655) «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).По мнению его философия должна служить практ инт людей в незави-ти от религии, его отличает крайний номинализм и сенсуализм ( фил-ая концепция, рассм-ая чувства человека в кач-ве единственного ист знаний).

4. Рационализм (от пат. ratio - разум) - совокупность направлений, опред – их разум основой познания и повед людей и полаг-их, что разумность устр-ва, логический порядок вещей – это неотъемлемая х-ка всего мироздания. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи­тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения ил­люзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в по­терянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные дан­ные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи.: «Я мыслю, следовательно, суще­ствую» (Р. Декарт). Основной их метод – дедукция.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ и ученый, автор (Латинизир. вариант имени Кортези, поэтому его учение наз. Картезианством, 1596-1650) «Рассуждение о методе…» (1637) Размышления о первой философии…» (1641) «Первоначала философии» (1644) Чтобы отыскать истину, исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Декарт разработал 4 известные правила своего картезианского метода: 1) никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Необходимо включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоем образом не может дать повод к сомнению (это не просто правило, это фундаментальный принцип Декарта) 2) необходимо каждую проблему на столько частей делить, сколько возможно и необходимо для ее разрешения (анализ) 3) необх располаг своих мысли в опр пор-ке начиная с предметов прост и восходить мало по малу до познания более слож вещей (синтез) 4) делать все настолько полно и обзоры столь всеохват, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. . 4 х-ки его творчества рационализм , механицизм (весь мир как машина), детерминизм ( попытка найти причинно-следственные связи), дуализм (исходит из того, что наш мир представляет собой два параллельных несводимых друг к другу начала – материальное и духовное. У духовного начала атрибут мышление, а в мат начале атрибут – притяжение. Концепция идей. Разум обладает тремя группами идей – врожденные идеи (кот он находит в самом себе это идея бога, идея чисел и фигур и идея математических аксиом), приобр – идеи, кот приходят извне через органы чувсв, + изобретенные идеи (приобр идеи в комбинации)

Бенедикт Спиноза (1632, Амстердам —1677, Гаага) (ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье». 1662 «Богословско-политический трактат» 1677 «Политический трактат»). Разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. Б Спиноза, различает три вида познания:1)чувственное, дающее только смут­ные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, и 3)самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину. Из установленных интуитивным путем истин (аксиом) выводятся дедуктивно, по методу математики, все остальные выводы и заключения. Надо, не смеяться и плакать (именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать.

Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) 3. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц; 1646-1716) (Сочинения в 4 т., - М.: Мысль, 1982. Том 1: Письма, "О первой материи", "Рассуждение о метафизике", "Монадология" и др.Том 2: "О врожденных понятиях"Том 3: Переписка, Логические труды Том 4: "Опыты теодицеи..." и др).Развивает систему, получ. название субстанциальный плюрализм или монадология. Основаниями сущ явлений или феноменов служат простые субстанции или монады (просты и не содержат частей, их бесконечно много и все они разные). Монада обладает двумя характеристиками — стремлением (деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады) и восприятием (перцепцией) своей внутренней жизни, к которому способны все монады. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия или апперцепции (Разум человека — это тоже монада).. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. Таким образом, не существует совершенно неодушевлённой природы. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна или обморока.