logo
итог

27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Виды долга 1) добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. (моральный долг, нравственный долг 2) гражданский долг, 3) патриотический долг, 4) воинский долг.

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону.

Долг ученого прежде всего–дать новые вещи, идеи. Когда наука не оказывала влияния на культуру, у ученого была полная свобода творчества. Начиная с 20 в ситуация очень усложнилась. Сегодня 1) ученый должен быть ограничен объективным имоментами- чтобы не навредить обществу. 2) государство тоже начинает ограничивать индивида и его творческие способности- например когда создается обстановка секретности (ВПК). Поэтому общество неизбежно предъявляет к ученым все новые и новые требования.

Нормативные принципы поведения ученого по Мертону: 1) интенсивно передавать знания 2) воспринимать новое, но не поддаваться интеллектуальной моде. 3) обладать тем знание, которое высоко оценивается коллегами, но не обращать внимания на оценки других, 4) защищать новые идеи, но не быть при это опрометчивым 5) знать новые публикации, но помнить, что порой эрудиция тормозит творчество 6) быть крайне тщательным в формулировках, но не педантом. 7) знание универсально, но открытые это и честь нации 8) воспитывать ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени 9) учиться у мастера , подражать ему, но не походить на него.

Для обозначения области должного в деятельности вообще используется понятие профессиональная этика — система профессиональных моральных норм .

2подхода к проф этике . Первый: рассмотрение этики, как фактора, ограничивающего в рамках общественной безопасности развитие науки, здесь этика связана с возможными последствиями научного творчества. Второй. Рассматриваются этические нормы, необходимые для развития науки, инициированные самой наукой. Примеры:1. Необходимость понимания ученым, что непосредственная цель научной деятельности – истина, следовательно, методологический принцип познания – объективность.2. Требования к нравственному облику представителей того или иного научного направления.3. Этические нормы научного исследования, связанные с проблемами плагиата, этикой научной дискуссии, общения в научном коллективе.

Содержание свободы творчества в конституционном праве России. позиционируется в 2 смыслах: 1) принцип духовных основ конституционного строя - один из жизненно важных интересов личности, общества и государства с точки зрения безопасности и национальных интересов; 2) проявление индивидуальности, уникальности, автономии человека. Конституционная свобода творчества человека как гарантируемая государством возможность включает элементы: выбор заниматься творчеством или нет; выбор вида творчества, способа участия в нем, формы его организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества и результаты своего творческого труда; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности.