27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Виды долга 1) добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. (моральный долг, нравственный долг) 2) гражданский долг, 3) патриотический долг, 4) воинский долг.
Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону.
Долг ученого прежде всего–дать новые вещи, идеи. Когда наука не оказывала влияния на культуру, у ученого была полная свобода творчества. Начиная с 20 в ситуация очень усложнилась. Сегодня 1) ученый должен быть ограничен объективным имоментами- чтобы не навредить обществу. 2) государство тоже начинает ограничивать индивида и его творческие способности- например когда создается обстановка секретности (ВПК). Поэтому общество неизбежно предъявляет к ученым все новые и новые требования.
Нормативные принципы поведения ученого по Мертону: 1) интенсивно передавать знания 2) воспринимать новое, но не поддаваться интеллектуальной моде. 3) обладать тем знание, которое высоко оценивается коллегами, но не обращать внимания на оценки других, 4) защищать новые идеи, но не быть при это опрометчивым 5) знать новые публикации, но помнить, что порой эрудиция тормозит творчество 6) быть крайне тщательным в формулировках, но не педантом. 7) знание универсально, но открытые это и честь нации 8) воспитывать ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени 9) учиться у мастера , подражать ему, но не походить на него.
Для обозначения области должного в деятельности вообще используется понятие профессиональная этика — система профессиональных моральных норм .
2подхода к проф этике . Первый: рассмотрение этики, как фактора, ограничивающего в рамках общественной безопасности развитие науки, здесь этика связана с возможными последствиями научного творчества. Второй. Рассматриваются этические нормы, необходимые для развития науки, инициированные самой наукой. Примеры:1. Необходимость понимания ученым, что непосредственная цель научной деятельности – истина, следовательно, методологический принцип познания – объективность.2. Требования к нравственному облику представителей того или иного научного направления.3. Этические нормы научного исследования, связанные с проблемами плагиата, этикой научной дискуссии, общения в научном коллективе.
Содержание свободы творчества в конституционном праве России. позиционируется в 2 смыслах: 1) принцип духовных основ конституционного строя - один из жизненно важных интересов личности, общества и государства с точки зрения безопасности и национальных интересов; 2) проявление индивидуальности, уникальности, автономии человека. Конституционная свобода творчества человека как гарантируемая государством возможность включает элементы: выбор заниматься творчеством или нет; выбор вида творчества, способа участия в нем, формы его организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества и результаты своего творческого труда; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.