logo
итог

2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не все они являются научными. Например, огромное множество житейских знаний, без которых немыслимо наше повседневное бытие не относится к сфере научного знания. Чем же отличается научное знание от других видов знания?

Его важнейшие отличительные черты таковы: 1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. Наука – детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкты и т.п. 2. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. 3. Воспроизводимость и проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. 4. Логическая строгость, точность и однозначность, что обеспечивается фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой погрешности) количественных значений изучаемых параметров; использованием специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается нередко возникающая в естественных языках смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему. Взаимосвязь и единство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними. Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание

Следует отметить: 1) в действительности добываемое наукой знание не всегда в достаточной мере обладает всеми указанными признаками. В науке могут быть ошибки и заблуждения, но ученые стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы. 2) не всякое истинное знание является научным. Если оно не обладает указанными признаками, то даже в случае его истинности оно не может считаться научным..

Периодизация развития науки и выводы. Мы привыкли рассматривать науку как нечто заданное, но наука постоянно развивается и проходит ступени. 1Классическая наука Ньютон 16-17 вв. Наука объясняла все многообразие мира. В сер 20в обнаружили, что это не так, т.к. есть то, что не вкладывалось в эти представления ( атомы и микрочастицы). Классическая наука была ориентирована полностью на рациональный метод. 2. Неклассическая наука- квантовая механика. В классич науке все, что не укладывалось в ее рамки- отбрасывалось. В неклассической: духовное должно включаться в контекст науки. Сейчас развитие науки пришло к тому, что она стала угрожать реальной опасностью. Возникает необходимость выйти из этого положения. 3. Постнеклассическая наука- она всегда ориентируется на человека, на общество. На ее основе было построено общество потребления. В такой ситуации бытие науки принимает новые формы. Постепенно наука лучше вписывается в контекст культуры. И совмещает иррац компоненты (религия, этика) и рац компоненты. Если наука будет развиваться сама по себе, она неизбежно будет разрушительна.