11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
1.ПОЧЕМУ РАЗВИВАЕТСЯ НАУКА? 1.Во второй половине XX в. в западной философии и социологии науки обозначились два альтернативных подхода к исслед. исторического развития науки.
Первый (интернализм) из них делал акцент на исследовании содержания науч. познания, истории научных идей, развитии концептуального аппарата науки. Принцип интернализма: развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями.
Второй (экстернализм) ориентировался на анализ влияния на науку социальных факторов, изучение деятельности и поведения ученых в научных сообществах, их коммуникаций. Принцип экстернализма: развитие науки имеет внешнюю детерминацию, т.е. обусловлено действием внешних социально-исторических факторов.
2. Тезисы интерналистов 1) идеи возникают только из идей. Сущ логическая последовательность, в которой они рождаются. Нарушить эту последовательность никакие внешние возд не в состоянии. Менделеев не смог бы создать периодическую систему, если в его время оставались бы неизвестными свойства химических элементов. 2) Для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для создания ее должен быть достигнут необходимый уровень научных знаний о свойствах материалов, о способах их обработки, о механических, химических, электрических, оптических и прочих процессах. Нужно было научиться делать достаточно точную измерительную технику, и только после этого открылась возможность определить заряд электрона или скорость света. 3) Рост научных знаний имеет кумулятивистский характер.
Обвиняют экстерналистов в том, что экстернализм односторонне и упрощенно трактует зависимость достижений науки от вненаучных факторов. Они не учитывают того, что достижения науки сами влияют на формирование социальных потребностей. Социальные потребности не могут заставить науку сделать то, что она не способна сделать. Социальный заказ может быть выполнен наукой лишь тогда, когда он не противоречит законам природы и когда внутренние механизмы развития научного знания подвели его к необходимому для выполнения этого заказа состоянию. Средневековая Европа испытывала сильнейшую нужду в средствах борьбы с чумой, но наука была бессильна удовлетворить эту социальную потребность
Тезисы эстерналистов. 1) Наука есть порождение общества, она является одной из отраслей общественного труда. Она имеет свои специфические закономерности развития. Но движущая сила ее развития – это социальные потребности. Развитие геометрии в Древнем Египте было вызвано тем, что ежегодно после разлива Нила нужно было устанавливать границы земельных участков. Политическая экономия возникла как наука, порожденная потребностями развития рыночной экономики 2) Прирощение научного знания имеет некумулятивистский хар-ер. Социально-исторические и психологические факторы имеют первостепенное значение в формировании взглядов научного сообщества и обосновании перехода его к новым научным теориям и парадигмам.
Обвиняют интерналистов в том, что интернализм рассматривает рост научных знаний как «безличный» процесс, не учитывая того, что на самом деле этот процесс идет под сильнейшим воздействием социально-политических, культурных, мировоззренческих установок, которые формируются у творцов науки как членов исторически-конкретного общества, а также под влиянием их индивидуальных личностно-психологических качеств. Интерналистский взгляд на науку не дает возможности понять, почему рост научных знаний исторически неравномерен, почему он бурно идет в одних странах, тогда как другие в то же время никакими научными достижениями не блещут
3. Каждый из них имел определенные модификации, представленные «сильной» и «ослабленной» версиями.
А) Сильная версия интернализма была представлена в позитивистской традиции, которая вообще игнорировала социокультурную детерминацию научного познания. Ослабленная версия представлена рядом постпозитивистских концепций философии науки, которые признавали влияние социокультурных факторов на научное познание. Но они рассматривались как интегрированные в логику объективного роста знания (К. Поппер).
б) Ослабленная версия экстернализма была представлена в работах Р. Мертона. Он признавал, что социология науки должна взаимодействовать с философией и методологией науки. Без этого взаимодействия сама по себе она не имеет средств анализа того, как развиваются научные идеи. Социология науки ставит целью выявить социальные условия и мотивы исследовательской деятельности. Она имеет свой особый предмет, отличный от предмета философии науки.
Сильная версия экстерналистского подхода полагает, что поскольку развитие знания социально детерминировано, то социология науки поглощает проблематику философии и методологии науки. Основанием для такой точки зрения является довольно сомнительный тезис, что для роста научного знания решающими служат процедуры его социального конструирования в деятельности ученых в лабораториях, цепочки их решений и обсуждений, коммуникации исследователей, осуществляющих выбор той или иной концепции. Познавательные процедуры здесь сводятся к социальным отношениям исследователей.
4. Дилемма «экстернализм-интернализм» представляется неразрешимой только тогда, когда позиции того и другого абсолютизируются. Наиболее плодотворной представляется идея диалектического единства внутренней и внешней детерминации развития науки. Это движущие силы развития науки, находящиеся в отношении дополнительности.
Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей. Внешняя – определяет доминирующие тенденции развития науки в тех или иных социальных условиях.
- 1. Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
- 2.Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
- 3.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
- 4. Проблема возникновения науки и периодизация ее истории. Преднаука и наука
- 1.Подходы:
- 5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
- 6.Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
- 7.Научная революция 16-17 вв.: формирование основ математического естествознания
- 8 Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 9.Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
- 10. Позитивистская традиция (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
- 2. Эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- 11. Логика развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности
- 12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
- 13. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования форм эмпирического знания.
- 14. Теоретический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы теоретического знания.
- 15. Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания
- 18. Процедуры обоснования теоретических знаний
- 19. Научные революции как «точки бифрукации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
- 20. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- 21. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
- 22. Главные характеристики современного этапа развития науки.
- 24. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании
- 23. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
- 25. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании
- 26.Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
- 27. Профессиональный долг и свобода научного сообщества
- 28. Прогностические возможности социального и гуманитарного знания
- 29. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании
- 30. Специфика познавательных приемов в социогуманитарных науках
- 31. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
- 32.Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания
- 2. Исторические примеры взаимодействия религиозного и научного знания
- 33.Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе
- 34. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
- 35. Культура, наука и техника: грани сопряжения и отталкивания
- 36. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
- 37.Социальные утопии и опасность их реализации в современном мире
- 38.Инновации и их роль в современном мире
- 39. Специфика социально-гуманитарного познания.
- 40. Толерантность и ее роль в решении социальных проблем
- 41. Положение человека в мире в эпоху глобализации
- 42. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы)
- 43. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках
- 44. Понятие факта в социально-гуманитарном познании
- 45. Традиционное и техногенное общество
- 46. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.