logo search
рассылка

46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев

Глобально-цивилизационный подход к изучению цивилизаций относится к четвертому этапу развития теорий цивилизаций, он получил свое развитие во второй половине XIX века.

Эта теория не противоречит теории Тойнби о вызовах-ответах, но рассматривает цивилизацию как нечто глобальное, то есть, исходит из предпосылки о глобальности цивилизации. Таким образом, вызовами являются глобальные проблемы человечества (энергетическая, голод, войны и мира, болезней, потепления, космоса, океана, экологии и т.д.). Глобальная цивилизация предполагает построение общечеловеческой цивилизации, что включает в себя экономическую глобализацию, политическую глобализации., культурную цивилизацию.

П.Сорокин. Он разрабатывал теорию социокультурной динамики. Он предположил, что все локальные цивилизации движутся по одному сценарию: изначально духовное возобладает над материальным (6-13 в.), затем духовное становится равно материальному (14-19в.), затем материальное начинает доминировать над духовным (20-_в.). Потом происходит кризис и все возвращается на первую стадию. По его логике все локальные цивилизации включены в глобальную цивилизацию. Следовательно, человечество выходит на первый план.

К.Ясперс. Осевое время. Глобализм в древнем смысле – появление мировых религий, человек становится ценностью. Время от времени наступает такое время, в следствии того, что климат на Земле постоянно изменяется, когда значительно увеличивается урожай, что в свою очередь приводит к увеличению населения по всей Земле и к развитию цивилизации сразу в нескольких странах, в мировом масштабе. Это прилив, за которым следует постепенный отлив.

Л.Гумилев. Теория пасионарности. Каждый человек обладает жизненной энергией, но некоторые люди обладают большей жизненной энергией – это пассионарии. Эти люди образовывают государства новые и осваивают земли, создают цивилизации. Эти цивилизации развиваются до тех, пор пока внутри государства много людей-пассионариев. Но со временем в определенной местности таких людей становится все меньше и постепенно их число сходит на нет. Тогда в развитии цивилизации наблюдается спад. Таким образом развитие цивилизации зависит от жизненной энергии пассионариев.