logo
рассылка

2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п.(основ. Платон)

Гностицизм - направление, возникшее в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гносиса.. В основе гностических учений лежало разделение духовного и материального мира, как первичный и вторичный. Последний рассматривался как порождение, следствие, отражение мира духовного.

Ангостицизм - философская позиция, существующая в научной философии, которая отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через её объективные проявления. В научной философии агностицизм подвергает сомнению истинность отрицает возможность доказательства или опровержения утверждений, основанных полностью на субъективных посылках.(Кант)