logo
рассылка

34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

В рамках современной философии проблема материи уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание материи как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологий. А разделение философов на два больших лагеря: материалистов и идеалистов, утратило былую привлекательность. Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур, системам. Очевидно, что таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность. Поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы (формы) сущего – говорят, например, о физической, химической, биологической и социальной реальностях.

Античные материалисты. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной; как стихия

Бэкон. Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; описание, перечисление признаков

Ленин. Современное определение дал В.И. Ленин: материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Наивный материализм (античные материалисты): стихия

Бэкон(позитивисты): бесконечная совокупность вещей; он не спра-вились с проблемой бесконечности, метафизика

Ленин: объективная реальность (главное свойство материи), существующая до, вне и не зависимо от нашего сознания, данная нам в ощущениях; сознание является свойством, частью материи.

Развитие материи: бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному; прогресс как восходящий вектор развития

Движение в метафизике механическое, в диалектике вещи изменя-ются

Всегда в чем-то прогресс, в чем-то регресс; след, прогресс=прогресс больше регресса