4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
Идеализм делится на 2 направления: Объективный и субъективный.
Объективное – это то, что существует до, вне и независимо от нашего сознания.
Субъективное – то, что существует в, благодаря и в зависимости от нашего сознания.
Объективное сознание:
-
Искусственная мыслительная конструкция
-
Его существование недоказуемо:
-
Основоположник Платон (идеи)
-
У Аристотеля система это форма
-
Бог(христианство и ислам)
-
Логическая идея у Гегеля
Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном индивидуализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).
3)Активное и творческое начало-> управление материей: косная и пассивная.
Субъективное сознание:
-
Наше индивидуальное сознание
-
Основоположник Беркли.
-
Постулаты:
-
Мир есть комплекс моих ощущений (То, что я не чувствую)
-
Существовать значит быть воспринимаемым
-
Аргументы:
-
Повторяемость
-
Передаваемость
-
Практика (материальная) критерия истины
Отрицает существование независимой от воли сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.
Джордж Бе́ркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) — английский философ, известный своей системой. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.