logo
рассылка

5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Досократики. Название является условным, т.к. многие из представителей данного направления мыслили уже после Сократа. Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.:

  1. Общая философия(природа)

  2. онтология(наука о бытии)

  3. Объективное

  4. Материализм

Сократики.

Черты:

  1. Идеалисты

  2. Соц. Философия(человек как общество)

  3. Гноссиология (Наука о познании: как это познавать?

  4. Субъективное-> плюарализм мнений

  5. Мораль (этика, как наука), политики

Наивный Материализм. Исторически первой формой материализма является наивный материализм, отождествляющий материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнём и т.п.). Первые греческие натурфилософы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл) были яркими представителями этой формы материализма.

Стихийная диалектика. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения.